Родился будущий живописец и рисовальщик в прибалтийском российском городе Дерпте, учился в Италии: во Флоренции и Венеции, длительное время жил в Париже, где, сотрудничая со многими художественными изданиями, стал известен как отличный рисовальщик. В то же время Э.К. Липгарт постоянно участвует в выставках русских художников, живущих в Париже.
С 1887 года живописец активно участвует в академических выставках в Петербурге и начинает преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Конечно, тематика его картин далека от общего направления набравшей силу национальной живописи. Перечислим некоторые из картин, написанных Э.К. Липгартом: "Освобождение Андромеды Персеем" (1869), "Рабочий кабинет отца художника во Флоренции" (1885), "Отправление на суд Париса" (1887), "Притча о мудрых и неразумных девах" (1887), "Отдых натурщицы" (1888).
Две картины, из перечисленных выше, приобрел (1887) известный коллекционер русского изобразительного искусства государь Александр III. А это уже "официальное" свидетельство принадлежности Э.К. Липгарта российской живописи.
Академик живописи с 1893 г. Действительный член Академии Художеств с 1902 г. Хранитель Императорского Эрмитажа. Живописец декоратор и портретист. (Кондаков)
(1847, Дерпт (ныне Тарту) – 1932, Петербург)
Академик живописи, декоратор, историк искусства.
Происходил из древнего лифляндского рода. Отец, Карл Эдуард Липгарт, – выдающийся коллекционер, благодаря консультациям которого были собраны блестящие коллекции великой княгини Марии Николаевны и братьев Строгановых.
Учился во Флорентийской Академии художеств. Историю искусства изучал непосредственно в музеях Германии, Испании, Англии и Италии. С 1877 года выставлял свои картины
в парижском Салоне.
Получив заказ от российского императора Александра III на две картины на сюжет о разумных и неразумных женах, в 1886 году привёз их в Петербург и остался там навсегда. В 1906 – 1929 годах исполнял обязанности Главного хранителя картинной галереи Эрмитажа.
Огромной заслугой Липгарта являются поступления в эрмитажную картинную галерею, атрибуции и в первую очередь атрибуция «Мадонны Бенуа» Леонардо да Винчи.
Был весьма популярен как декоратор и портретист. Его росписи сохранились во многих петербургских особняках: в Мраморном дворце, дворце великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122, в особняке Дервиза, в театре Юсуповского дворца и других. Он же выполнил роспись занавеса для Эрмитажного театра.
По воспоминаниям сотрудников Эрмитажа двадцатых годов прошлого века, Липгарт «воплощал в себе с редкой цельностью вполне законченную эпоху, которая так же отличается от наших дней, как культура от цивилизации».