войти
опубликовать

Феликс
Самойлович Лемберский

Россия • 1913−1970

Биография и информация

1913 – родился 11 ноября в Люблине, Польше. Отец Самуил Лемберский, математик. Мать Хая Пёрла, пианистка, ученица Франца Листа.

1914 – в начале Первой мировой войны Лемберские переезжают в Бердичев. Отец преподает математику, мать – музыку и иностранные языки.

1925 – 1930 – Феликс Лемберский увлекается математикой, рисованием и театром. Преподает рисование и черчение. Работает художником-декоратором в клубе Бердичева. Лемберские дружат с семьей Василия Гроссмана.

1927 – 1930 – посещает художественное училище основанное при Культурлиге в Киеве. Знакомится с мастерами еврейской культуры, а также – авангардного искусства.

1930 – 1933 – работает театральным художником в Киевском драматическом театре.

1933 – 1935 – студент Киевского художественного института (мастерская Павла Волокидина). Исаак Бродский, ректор Ленинградской академии художеств, приглашает Лемберского учиться в Академии.

1935 – студент Академии художеств (факультет живописи, мастерская Бориса Иогансона). Преподаватели: Н.Н. Пунин, А.Е. Карев, М.Д. Бернштейн, А.Д. Зайцев. Посещает студию Павла Филонова.

Знакомится с Люсей Кейсерман (1915 – 1994), будущей женой. Она работала в Академии художеств в отделе кадров и секретарем в дирекции. Была секретарем Исаака Бродского. Во время Великой Отечественной войны с июня по сентябрь

1941 года входила в команду управления МПВО Всероссийской академии художеств.

1938 – Феликс Лемберский едет с Б. Иогансоном в Нижний Тагил (Урал) для сбора материалов к дипломной работе.

1941 – ранен на оборонных работах под Ленинградом. В октябре возобновляются занятия в Академии; в декабре 1941 года в блокадном Ленинграде проходит дипломная сессия, Лемберский защищает диплом «Стачка на уральском заводе», награжден красным дипломом. Родители погибают в фашистской оккупации в Бердичеве.

1942 – 1944 – эвакуирован в Свердловск. Принят в Свердловское отделение Союза деятелей культуры (руководитель Павел Бажов). Направлен в Нижний Тагил по заданию Свердловского областного комитета.

Работает над индустриальными пейзажами и портретами рабочих. Создает портреты Павла Бажова, дирижера Натана Рахлина, актрисы Надежды Комаровской, писателя Алексея Новикова-Прибоя. Общается с Мариэттой Шагинян, Дмитрием Шостаковичем, Надеждой Комаровской, Беллой Дижур, Иосифом и Эрнстом Неизвестными, художниками Бронеславой Гершойг, Василием Далеким, Михаилом Дерегусом, Михаилом Дистергефтом.

Впервые в Нижнем Тагиле организует отделение Союза художников и художественную студию. Становится создателем и директором областной картинной галереи, теперь Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств.

1944 – возвращается в Ленинград. По рекомендации Бориса Иогансона поступает в аспирантуру Академии художеств, где пишет работу на тему жизни горняков Урала в военное время («Клятва» или «Высокогорцы»).

1944 – 1945 – работает театральным художником, оформляет спектакль «Месяц в деревне» для Ленинградского Нового театра.

1944 – вступает в Ленинградское отделение Союза советских художников (ЛОССХ). Получает мастерскую на Восьмой Советской ул. Уходит из аспирантуры. Женится на Люсе Кейсерман.

1946 – 1947 – преподает в художественном училище (позже – Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова). Создает студию у себя в мастерской.

1944 – 1954 – работает над портретами рабочих завода им. Воскова и над заказными картинами, руководит групповым проектом триптиха «Юлиус Фучик» (совместно с художниками Александром Дашкевичем и Николаем Брандтом).

1956 – 1957 – поездки в Новгород, Псков (серия «Воспоминания о Пскове»). Работает над циклом «Первая весть. Революция».

1950 – 1960-е – активно участвует в жизни Союза художников, обсуждениях выставок и на «Декадах искусств».

1958 – летняя творческая командировка в Нижний Тагил (с художниками Алексеем Комаровым и Метой Дрейфелд). Живет в семье художника Василия Далекого.

1959 – 1963 – работает над заказными картинами на тему «Стрелочница» и «Горновые» (масло, акварель, рисунки).

1959 – 1964 – летом посещает Старую Ладогу, где работает над пейзажами

1960 – персональная выставка в ЛОСХе (совместно со скульптором М.А. Вайманом).

1960-е – организует две неофициальные выставки художников.

Лемберский готовит групповую «Выставку Семи», каталог со статьей написанной искусствоведом Т. Мантуровой был готов, выставка не была открыта. Среди художников: И.Н. Зисман, М. Гершов, М.А. Вайман и другие.

1961 – 1962 – руководит изостудией Дворца культуры областного комитета профсоюзов.

1963 – мастерскую Лемберского посещает комиссия из Москвы во главе с Владимиром Серовым по проверке выполнения заказов. Серов объявляет творчество Лемберского «формализмом», поднимает вопрос об исключении Лемберского из ЛОСХа.

1964 – 1966 – преподает рисунок и живопись в ЛИСИ (Ленинградский инженерно-строительный институт).

Зачислен художником в Комбинат живописно-оформительского искусства Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР.

1965 – 1966 – творческая поездка в Дзинтари, Латвия. Создает серию графических работ (местонахождение неизвестно).

1970 – Ф.С. Лемберский скончался 2 декабря. В ЛОСХе состоялась панихида и посмертная персональная выставка.