Регистрация
Иоганн Баптист Лампи
Иоганн Баптист Лампи
Иоганн Баптист
 Лампи
Россия 1751−1830
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Всего 6 лет работал в России любимый художник венского двора и знати — Иоганн Баптист Лампи.

Учился он у художника Унтербергера в Зальцбурге, затем в Вероне, у К. Ф. Лоренци. С 1783 года работал в Вене.

С 1788 по 1790 гг. был приглашен в Польшу, к королю-меценату Станиславу-Августу Понятовскому, где его работы пользовались таким громким успехом, что это дошло до Потемкина. В 1790 вернулся в Вену. Был удостоен звания почетного гражданина этого города

В 1790 году он был приглашен в Яссы Потемкиным, где написал несколько портретов. После смерти Потемкина был приглашен Екатериной II в Петербург, где работал с 1792 по 1797 годы. В 1794 году был избран академиком и вольным общником Академии художеств за «Портрет гр. А. И. Потемкина.

Его авторитет в России был так велик, что директор петербургской Академии художеств граф В.П.Мусин-Пушкин, следуя советам Лампи, ввел целый ряд важных перемен в систему образования.

Уезжая из Петербурга, оставил свою мастерскую любимому ученику В. Л. Боровиковскому.

Исследователи называют И. Б. Лампи «искусным и опытным живописцем». Он умер в 1830 г. в Вене.

Получил первоначальное художественное образование под руководством своего отца, Матиаса Лампи, потом совершенствовался у Кенига и Унтербергера в Зальцбурге, у Лоренци в Вероне. Уже в это время писал плафоны, напрестольные образа для церквей, исторические картины и портреты, развивая свое дарование усердным трудом. Успехи его были столь быстры, что веронская академия художеств избрала его в свои члены, когда ему едва исполнилось 25 лет. В 1783 г. Лампи прибыл в Вену, где вскоре сделался любимым портретистом двора и знати, и исполнил, между прочим, большой портрет императора Иосифа II (находится в венской акад. художеств) и два превосходных портрета семейства гр. Потоцких. В 1786 г. назначен профессором и членом совета венской академии. На следующий год, по приглашению короля Станислава-Августа, отправился в Варшаву. Здесь были исполнены им портреты этого государя и многих лиц из польской и литовской аристократии. Князь Потемкин, находившийся тогда в Молдавии, пригласил художника, в Яссы, где он написал портреты Безбородко, княгини Голицыной (племянницы Потемкина, рожденной Энгельгардт), самого Потемкина и правителя его канцелярии Попова. Через последнего императрица Екатерина II пригласила его в СПб. Первым его произведением здесь был портрет великой монархини в натуральную величину и во весь рост. Кроме единовременного вознаграждения в 12000 руб., Лампи получил за него от императрицы ежегодное содержание в 7000 руб. и 400 дукатов, в возмещение расходов по приезду в Петербург и обратному пути в Вену. В России Лампи провел шесть лет (1792—98), пользуясь благоволением Екатерины и ее преемника на престоле, портретировал всех особ царской фамилии и многих русских сановников и придворных (кн. П. А. Зубова, гр. А. И. Мусина-Пушкина, А. Б. Куракина, И. Лампи Лазарева, гр. П. В. Завадовского, Н. Б. Юсупова, гр. Самойлова, П. И. Мелиссино, К. Я. Бюлера и др.) и оказал значительное влияние на некоторых из русских художников, в особенности на Д. Левицкого и В. Боровиковского. В 1794 г. наша Академия художеств признала его своим почетным вольным общником. Возвратившись в Вену, он продолжал неустанно работать, был возведен, вместе с нисходящим потомством, в дворянское достоинство и получил диплом на звание почетного гражданина города. В 1822 г. удалился от дел, но все еще не расставался с кистью, помогая в работах своему старшему сыну. Умение эффектно поставить натуру и прикрасить ее, без ущерба для сходства с действительностью, приятный, гармоничный, хотя и несколько условный колорит, свободный прием письма, особенно искусный в воспроизведении драпировок и прочих околичностей — составляют достоинства портретных работ этого художника, который, вообще, может считаться одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени. Как на образцы его живописи можно указать на портреты Екатерины II (в Зимнем дворце и в Горном институте), императрицы Марии Федоровны (в Павловске, во дворце), вел. кн. Александра и Константина Павловичей (в Романовской галерее Эрмитажа), вел. кн. Марии Павловны, вел. кн. Ольги Павловны (в Гатчинском дворце), гр. А. И. Мусина-Пушкина (в музее академии художеств) и на некоторые, находящиеся в частном владении в СПб. и Москве.

Читать дальше

HELP