• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Михаил Михайлович Курилко-Рюмин
Россия родился в 1923
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в Петрограде. Отец, Курилко Михаил Иванович (1880−1969), — знаменитый художник, сценограф, профессор Санкт-Петербургской академии художеств, был главным художником Большого театра, руководителем театральной мастерской в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. Мать — Рюмина Вера Николаевна (1889г.рожд.). Супруга — Курилко-Рюмина Маргарита Пантелеймоновна (1934г.рожд.). Сын — Курилко-Рюмин Михаил Михайлович (1954г.рожд.). Дочь — Курилко-Рюмина Мария Михайловна (1960г.рожд.).

Увлечение Михаила театром целиком было предопределено родителями. Отец, известный мастер театра и гравюры, и мать, страстный театрал, уже с детства невольно определили будущие пристрастия сына. Попав впервые за кулисы спектакля «Майская ночь» в оформлении отца и постановке К. Станиславского, Михаил был ошеломлен всем увиденным. Оказалось, что есть особый мир, резко отличающийся от всего знакомого доселе: ярко-розовые красивые ноги русалок, их преувеличенно загримированные лица, подчеркнуто условные одежды парубков, множившиеся в зеркалах. Этот мир тянул, как магнит.

Настало 22 июня 1941 года. На фронт Михаил попал буквально со школьной скамьи. 3 июля он записался добровольцем и после двухнедельной учебы в лагере под Тамбовом в составе 64-й стрелковой дивизии попал на Западный фронт. В Смоленских лесах состоялось его боевое крещение. Дивизия в тяжелых сражениях одна из первых получила звание гвардейской.

После пополнения и присвоения нового звания — 7-й гвардейской — дивизия была вновь отправлена на передовую. А 5 октября в бою под Курском Михаил Курилко-Рюмин получил тяжелое ранение в правую руку и ногу. Потом были долгие месяцы лечения в госпиталях Воронежа и Фрунзе, медкомиссия, демобилизация.

Михаил остался в столице Киргизии, где до конца войны проработал художником Киргизского театра оперы и балета. Там в далекой эвакуации было много интереснейших мастеров театра, музыки, балета. Работая в театре, он получил первую школу у первоклассных художников В. Селиванова (МХАТ), Т. Дьяковой (Большой театр), Т. Серебряковой (дочь знаменитой художницы), И. Элияссон (МХАТ). Они-то и дали фронтовику первые уроки мастерства. Здесь же, в театре, он осуществил свои первые самостоятельные спектакли — оперу «Чио-Чио-Сан» и комедию «Ревизор».

В 1945 году Михаил Курилко-Рюмин уехал в Москву учиться на театрального художника во Всесоюзный институт кинематографии, где его учителями были Ф. Белогородский, Ю. Пименов, Г. Щегаль, Б. Дубровский-Эшке.

Первой самостоятельной работой М. Курилко-Рюмина в Москве стал спектакль «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1952) в постановке знаменитого режиссера Кнебель. Успех этого и других спектаклей, которые оформлял молодой художник повлиял на решение Ермоловского театра пригласить его заново оформить знаменитый спектакль «Пушкин». Встречи с А. Лобановым, В. Якутом — незабываемым Пушкиным, молодым В. Андреевым придали дополнительный импульс творчеству художника.

Его стали приглашать многие известные режиссеры, и работать ему пришлось во многих городах СССР, России и зарубежных стран. Почти за полвека работы в театре М. Курилко-Рюмин оформил более 140 спектаклей в театрах Алма-Аты, Астрахани, Будапешта, Днепропетровска, Донецка, Каунаса, Москвы, Праги, Саратова, Свердловска, Уфы, Фрунзе. Среди них и серьезные драматические произведения, и оперные представления, и легкомысленные музыкальные комедии: «Пушкин» А. Глобы (реж. А. Лобанов, В. Комиссаржевский, 1954, театр имени Ермоловой), «В поисках радости» В. Розова (реж. А. Эфрос, 1957, ЦДТ), «Иван Рыбаков» В. Гусева (Б. Равенских, 1957, Малый театр), «Безымянная звезда» М. Себастьяна (реж. М. Кнебель, 1957, МХАТ), «Живой труп» Л. Толстого (реж. Г. Конский, 1961, Будапешт), «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо (1964), «Над пропастью во ржи» Селинджера (реж. А. Шатрин, 1965), «Дядя Ваня» А. П. Чехова (реж. А. Шатрин, 1966, Минск), «Табачный капитан» А. Щербачева (реж. В. Курочкин, 1969, Свердловск), «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (реж. В. Аджемян, 1970), «Дядя Ваня» А. П. Чехова (реж. А. Мамбетов, 1982, г. Алма-Ата), «Овод» Спадавеккиа (реж. В. Чайка, 1986, Днепропетровск), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (реж. В. Чайка, 1990), «Дилижанс из Руана» и «Свадьба с генералом» Б. Птичкина (реж. В. Курочкин, Свердловск), «Сотворившая чудо» У. Гиббсона (реж. Ю. Ошеров, 1990, Саратов), «Лавка древностей» Ч. Диккенса (реж. Ю. Киселев, 1990, Саратов), «Риголетто» Дж. Верди (реж. Б. Рубашкин, 1993, Омск), «Отелло» У. Шекспира (реж. В. Демин, 1996, Владикавказ), многие другие. Среди его киноработ знаменит фильм «Шумный день», снятый в 1960 году режиссером А. Эфросом по пьесе В.Розова.

Помимо работы в театре М. М. Курилко-Рюмин долгие годы ведет преподавательскую деятельность. С 1951 по 1962 год он работал старшим преподавателем во ВГИКе, а с 1962 года сначала доцентом, а затем профессором, руководителем театральной мастерской и заведующим кафедрой живописи в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова.

С 1954 года М. М. Курилко-Рюмин — член Московской организации Союза художников СССР, постоянно участвует в художественных выставках в стране и за рубежом, ведет общественную деятельность. В 1982—1988 годах он являлся секретарем правления Союза художников СССР. В 1988 году его избирают членом-корреспондентом Академии художеств СССР, академиком-секретарем президиума Академии. Ныне он — главный ученый секретарь президиума (1992), действительный член Российской академии художеств (1995).

М. М. Курилко-Рюмин — Народный художник России (1993), Заслуженный художник РСФСР (1970), Заслуженный художник Северной Осетии (1996), академик Академии гуманитарных наук (1995), Академии художеств Киргизии (1997) и Международной академии авторизированного образования (1999). Он награжден орденами Отечественной войны I степени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, многими медалями.

Является автором многочисленных публикаций в журналах, сборниках, газетах. В течение ряда лет был членом редколлегии журнала «Балет» и членом редсовета журнала «Академия». В настоящее время М. М. Курилко-Рюмин является председателем попечительского совета Фонда имени А. Райкина, членом правления Центрального Дома работников искусств.

Среди его пристрастий — собирание предметов русского быта XVII—XVIII веков.

Читать дальше