Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
6 статей  •  2 теста
Николай Константинович Калмаков
Николай
 Константинович Калмаков
1873−1955
Подписаться4                
Подписаться4                
Биография и информация
 
Калмаков Николай Константинович (23 ноября 1873, Нерви, Италия — 2 февраля 1955, Шелль, Франция) — художник, живописец, график, театральный постановщик русско-итальянского происхождения.

Особенности творчества художника Николая Калмакова: Тяготевший к мрачному символизму, Калмаков населял свои полотна образами из античной и древневосточной мифологии. Монстры и фантомы, множественные изображения дьявола — картины Калмакова наполнены мистикой и приправлены изрядной долей чувственности и эротизма. Художник использовал чистые, яркие краски и точные четкие линии, в техническом плане выступал новатором в сфере театрального оформления, выделяя основные цвета и заложив основы минимализма в этом жанре. Часть работ художника относят к эстетике модерна.

Известные картины Николая Калмакова: «Артемида и спящий Эндимион», «Леда и лебедь», «Портрет Данте Алигьери», «Автопортрет в терновом венце».


В 1962 году на одном из блошиных рынков Парижа были обнаружены около четырех десятков холстов с изображением фантастических и сюрреалистических персонажей — картин, полных страсти, аллегорий и эротики. Как выяснили издатели журнала Realites-Connaissances des Arts Мартен дю Норд и Бертран Колен, эти потрясающие работы, подписанные причудливой буквой «К», принадлежали кисти Николая Калмакова — итальянца по паспорту и русского по духу, который всю свою жизнь пытался «поймать черта за рога» и запечатлеть его на своих картинах.

Скажи-ка, няня…
Николай Калмаков появился на свет на итальянской Ривьере, в курортном городке Нерви. Сын итальянки и русского генерала, по настоянию матери он был крещен в католической вере. Мальчик получил домашнее образование. Немецкая бонна часто потчевала маленького Колю сказками своей родины, которые произвели на впечатлительного мальчика огромное впечатление. Как позже вспоминал Калмаков, «она заставила меня жить в воображаемом мире сказок братьев Гримм и фантазий Э.T.A. Хоффмана. Я слушал эти рассказы с восхищением. В возрасте девяти лет я часто убегал в самую дальнюю комнату нашего дома, где тщательно прятался. Один, в темноте, я сидел и призывал появиться черта».

После возвращения в Сакнт-Петербург Николай Калмаков поступил в Императорское училище правоведения. Его лучшим другом стал соученик Николай Евреинов. Оба были далеки от главного предмета своей учебы, правоведения: Калмаков бредил живописью, Евреинов неистово увлекался театром. Однако юношам из приличных семей приличествовало высшее образование — пришлось смириться и закончить обучение. В 1895 году Калмаков наконец-то может уделить внимание своим творческим наклонностям: он уезжает в Италию, где всерьез занимается изучением живописи, и, в числе прочего, постигает азы анатомии в одном из местных моргов.

Рисующий демонов
По возвращении в Россию в 1905 году Калмаков начинает выставлять свои работы на выставках различных художественных объединений, формально не будучи членом ни одного из них. Как вспоминал друг художника, актер Александр Мгебров, Калмаков и его жена жили весьма уединенно, в Петергофе, в маленьком домике, «в котором были высокие узкие окна, старинная мебель, какие-то старинные балюстрады, лесенки и переходы. Однажды, во время моего визита, он шепнул мне загадочно, что рисует дьявола. „У меня все эскизы наверху“ — сказал он со странным блеском в глазах. — Я бодрствую до поздней ночи и наблюдаю за ним. Я даже мельком увидел его глаза… его хвост… даже копыта…, но я еще не видел его полностью. Однако, я сделал сотни эскизов. Вы хотите их посмотреть?»… Эти работы художника не сохранились, но тема дьявола и его приспешников позже неоднократно звучала в творчестве Калмакова и воплощалась с тщанием и изяществом: картины отличали силуэтность изображения, яркие цвета и дизайн в стиле ар-нуво. Твочреский процесс имел для Калмакова мистическую подоплеку во всем: краски художник, по свидетельству того же Мгеброва, делал «…сам из трав и растений, чтобы познать древнюю тайну их — не умирать и не исчезать».

Личный бестиарий художника имеет понятную подоплеку. Искусствоведы считают, что художник был по природе бисексуалом и всю жизнь заглушал в себе тягу к мужскому полу. Возможно, именно поэтому, будучи женатым человеком (свидетельства о семейной жизни и об обращении Калмакова с супругой, мягко говоря, не слишком радужные), художник примкнул к секте скопцов. Ненависть к женщинам так и сквозила в его ранних работах, одновременно в его картинах присутствовал эротизм, выглядевший «совершенно чудовищным» для современников. Несмотря на бушующие в душе страсти, по воспоминаниям друзей Николай Калмаков был корректнейшим человеком, всегда неизменно выдержанным, спокойным и элегантным. Небольшого роста, с редкими волосами, своим обликом он напоминал испанских художников Ренессанса. Образ подчеркивали маленькие усики и эспаньолка.

Скандал и роман в театре
Большой любовью, даже страстью Калмакова стал театр. Его первые работы по оформлению спектаклей приходятся на 1908 год, и этому старту способствовал Николай Евреинов, тот самый увлекающийся театром друг художника по Академии правоведения. Именно он познакомил художника с Верой Комиссаржевской, актрисой и продюсером труппы театра, в который был приглашен на должность режиссера после отставки Мейерхольда. В театре готовили к постановке спектакль по пьесе Оскара Уайльда «Саломея», для которого Калмаков создал костюмы и декорации. Очарованная Калмаковым и его художественными решениями (а также и самим художником — у них случился роман), Вера Комиссаржевская не слушала Евреинова, который пытался убедить ее в ужасной скандальности оформления будущего спектакля. В день генеральной репетиции в театре был весь Санкт-Петербург, а к вечеру пьесу запретила полиция «из-за неверной трактовки библейского сюжета».

Николай Калмаков до 1916 года продолжал работать театральным оформителем, выполнил эскизы костюмов и декораций для спектаклей «Юдифь», «Анафема» и «Великий князь московский» и не только. Гротескный модерн, чистые и яркие цвета, отсутствие полутонов, эклектичность, напряженность линий — зрители могли забыть суть спектакля, но не декорации. Художник также оформлял обложки книг, рисовал экслибрисы. Под впечатлением от работ Обри Бердслея он проникся африканскими мотивами и стал изображать темнокожих женщин и прочую восточную экзотику. В 1913 году в Обществе поощрения художеств прошла персональная выставка Калмакова: одни газеты пели ему хвалу, другие нещадно ругали.

Беглец: один с демонами
В Первую мировую Калмакова призвали в армию, однако при содействии Мстислава Добужинского его вскоре перевели в историческую комиссию Красного Креста, для которой художник выполнял натурные зарисовки фронтового быта. Революцию Калмаков не принял, и в 1920 году уехал за границу, с Эстонию, оставив жену и сына. После выставок в Таллине в июне 1924 года в Брюсселе прошла персональная выставка художника, после которой он переехал в Париж. Здесь Калмаков снял номер в гостинице неподалеку от Монмартра, в которой прожил следующие двадцать лет.

В 1928 году в парижской галерее Charpentier прошла выставка работ Калмакова — последняя в его жизни. Художник постепенно совершенно замкнулся в себе, перессорился с немногими друзьями, в том числе и с другом юности Евреиновым. Он переезжал во все более дешевые номера, пока не оказался в маленькой комнатке на чердаке, питался одной тарелкой супа в день и носил пальто, сшитое собственными руками. Вдова режиссера Евреинова, писательница Анна Кашина-Евреинова вспоминала: «Он был мрачен и молчалив… всегда жил в своих собственных мыслях и видениях. Их он помещал на свои холсты, а внешний мир он никогда не принимал». В 1947 году Калмаков оказался в доме престарелых на севере Парижа, куда он был помещен по договоренности с некой дамой, получившей взамен все его работы. Художник прожил в богадельне восемь лет и умер в бедности и одиночестве.

В его биографии остается немало «белых пятен»: архив семьи утерян при эмиграции, о судьбе оставленной в России жены и сына Калмакова ничего не известно, свидетельства современников обрывочны и нередко противоречивы…
Читать дальше
Работы понравились
Оксана Шпильберг
+9

Лента
Николай Константинович Калмаков. Мятежный ангел. 1924
Николай Константинович Калмаков. Наездники на павлине. 1910
Николай Константинович Калмаков. Негритянка. 1923
Николай Константинович Калмаков. Обнаженная с обезьяной. 1916
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Николай Константинович Калмаков. Мистический зов. 1924
Николай Константинович Калмаков. Мифологическая сцена.  1921
Николай Константинович Калмаков. Морские коньки.  1943
Николай Константинович Калмаков. Муза. 1929
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 32 работы
Николай Константинович Калмаков. Костюм бродяги к пьесе Л. Н. Андреева "Черные маски"
0
Костюм бродяги к пьесе Л. Н. Андреева "Черные маски"
1909, 21×31 см
Николай Константинович Калмаков. Портрет Данте Алигьери
0
Портрет Данте Алигьери
21×32 см
Николай Константинович Калмаков. Автопортрет в терновом венце. 1922
1
Автопортрет в терновом венце. 1922
59×47.3 см
Николай Константинович Калмаков. Амазонки Пентесилеи.
0
Амазонки Пентесилеи.
49×64.4 см
Николай Константинович Калмаков. Артемида и спящий Эндимион
1
Артемида и спящий Эндимион
1917
Николай Константинович Калмаков. Афродита с Эросом и Антеросом. 1929
1
Афродита с Эросом и Антеросом. 1929
201×71.7 см
Николай Константинович Калмаков. Вакханалия. 1930
0
Вакханалия. 1930
49.5×64 см
Николай Константинович Калмаков. Жанна д'Арк.  1930
1
Жанна д'Арк. 1930
46×41.8 см
Посмотреть 33 работы художника
HELP