Регистрация
Евгений Степанович Кобытев
Евгений Степанович Кобытев
Россия 1911−1973
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился 25 декабря 1910 года в селе на Алтае. В 1927 году окончил школу с педагогическим уклоном, а с шестнадцати лет он уже сам работает учителем в сельской школе. В 1929 году Кобытев поступает в Омкий худпромтехникум, по окончанию которого преподает изобразительную деятельность в Красноярском педтехникуме имени М. Горького. В 1933 году он участник съезда художников Восточно-Сибирского края. Мечта о художественном высшем образовании сбывается в 1936 году, когда он по путевке Комсомола поступает в Киевский художественный государственный институт. Работы талантливого студента не остаются незамеченными, и уже в 1939 году он участник всесоюзной выставки молодых художников. В 1941 году с отличием закончил художественный институт… Все мечты обрываются 22 июня, когда в первые же часы войны гитлеровские самолеты начинают бомбить Украину. Художник становится солдатом, он боец 8 батареи 3-го дивизиона 821-го артполка. Полк, в котором сражался Евгений Степанович Кобытев должен был защищать небольшой город Припяти, лежащий между Киевом и Харьковом. Полк был сформирован перед самыми боями. Первый и второй дивизионы его уже получили боевое крещение у села, Степанцы на подступах к Каневу и переправились на левый берег Днепра сильно потрепанными. Третий же дивизион еще не получил орудий, и должен вступить в бой как стрелковый. В сентябре группа Юго-Западного фронта во главе с военным советом с боями выходили из окружения в районе Припяти-Городище. Кобытев находился в передовом отряде, который прикрывал штаб и осуществлял прорыв. 18 сентября, во время боя он получил ранение в ногу, однако сутки спустя, оставив подводу с ранеными, снова принял участие в боях. 20 сентября штабная колонна была окружена танками, бронемашинами немцев у хутора Дрюковщина, Сенчанковского района. После гибели штаба, бойцы небольшими отрядами пробивались на Восток, без дорог, по ночам, минуя села и хутора занятые немцами. Фашисты нещадно бомбили с воздуха, утюжили танками, разбрасывали пикеты бронетранспортеров, мотоциклистов, автоматчиков, которые при свете осветительных ракет расстреливали людей из засад. Кобытев Евгений Степанович несколько раз примыкал к группам бойцов, выходивших из окружения, но из-за раненой ноги все время отставал. Однажды, переправляясь с молодым солдатом в маленькой лодке через узкую, но глубокую речку, нарвался на засаду автоматчиков. Отсюда началась долгая, голодная, жестокая и просто невыносимая дорога в плен… В 1943 году ему удалось бежать из плена, вновь встать в строй и пройти большой путь через Украину, Молдавию и Польшу — в Германию. Находясь в действующей армии, в Берлине, художник создал кукольный фронтовой самодеятельный театр политической сатиры. Евгений Степанович сам сочинял пьесы, делал куклы, играл. В настоящее время его куклы находятся в фонде Музея театральных кукол в Москве. Войну Е. С. Кобытев окончил в Дрездене, в звании старшего сержанта. Награжден орденом Красной Звезды и медалью за Победу над Германией. Приказом «Верховного Главнокомандующего маршала Советского союза товарища Сталина от 14 декабря 1943 года за отличные боевые действия по освобождению города Черкассы объявлена благодарность», и еще две «…от 3 февраля 1944 года за отличные боевые действия по осуществлению прорыва и участия в боях за освобождение города Смела», и «…от 18 февраля 1944 года за отличные боевые действия в боях под Корсунью». После войны преподавал в Красноярском художественном училище имени В. И. Сурикова, был главным художником города… В 1959 году создана серия «До последнего дыхания» - о товариществе, мужестве, несгибаемой стойкости советских людей, оказавшихся в плену. Позднее Е. С. Кобытев создал вторую графическую серию — «Люди, будьте бдительны!», в которой запечатлел страшный облик фашистских военных преступников, зверствовавших в концлагере Хорольская Яма. В основу работ положены зарисовки и наброски, сделанные художником еще в лагере, на листках случайно сохранившейся записной книжки. Закончив вторую серию, Е. С. Кобытев вновь возвратился к темам первой, но уже в новых работах, наравне с листами о мужестве и стойкости, как «Непокоренный», «Ненависть», «Перед лицом смерти», «Реквием», «Да, я коммунист» стали появляться и такие работы: «Ой, повий, повий», «Выстоим», особенно «Я вернусь еще к тебе, Россия», где по-новому и с большей силой зазвучала бодрость и вера в победу… Часть работ помещена в книге Е. С. Кобытева «Хорольская Яма», выпущенной Красноярским книжным издательством в 1963 году. В Красноярске Евгений Степанович совместно с художником К. Ф. Вальдманом расписал плафоны красноярского речного вокзала. Вместе со своей женой художницей Т. А. Мирошкиной им произведен ряд монументально-декоративных росписей: в красноярском Дворце железнодорожников, Дворце пионеров, в Атамановском пионерском лагере, районном клубе села Большая Мурта. Темы этих росписей: картины природы нашего края — красноярские «Столбы», уральские сказы П. Бажова, русские народные сказки. Часть этих работ выполнена в технике витражей. В последние годы жизни им выполнено в Красноярске на фронтоне кинотеатра «Родина» большое мозаичное панно. Так же работа его рук — декоративное оформление к балету С. Прокофьева «Каменный цветок», к пьесе С. Михалкова «Я хочу домой» и серия фантастических картин «Космический рейс». Но все же основное направление в творчестве Е. С. Кобытева занимает не живопись, а графика. Здесь его работы: иллюстрации к роману А. Фадеева «Молодая гвардия», «Портрет коммуниста Б. К. Фридовского» и серия портретов передовиков-механизаторов совхоза им. ΧΧ съезда КПСС в Хакасии, с которым он участвовал на краевых, всесибирской и республиканской выставках.

Жена Евгения Степановича Кобытева художница Мирошкина после его смерти в 1973 году передала самые значительные его работы из серий «До последнего дыхания» и «Люди, будьте бдительны!» в Киевский музей истории Великой Отечественной войны вместе с его военными наградами. Помнят Евгения Степановича и в городе Хороле, где создан мемориальный музей.

(Из статьи «Неужели мы все это выдержали?»)

Читать дальше

HELP