Живописец-баталист и жанрист. Сначала самоучкой занимался рисованием в родительском доме; в 1851 г. поступил в ученики Академии Художеств, где его главным наставником был профессор Б.П. Виллевальде . Получил медали: 1854 г. - 2 серебряную; 1857 г. - 1 серебряную; 1858 г. - 2 серебряную; в 1860 г. малую золотую за картину: "Цыганский табор", а в 1862 г. удостоен большой золотой медали за картину: "Взятие Гуниба", и отправился за границу в качестве пенсионера академии. В Париже написал картину: "Пикет зуавов на маневрах во Франции", которая была приобретена академией, и "Рынок в Фонтенбло", обративший на себя внимание публики на академической выставке 1872 г. В 1864 г. приезжал из Парижа в Россию для путешествия на Кавказ с целью изготовления этюдов с натуры, изучения местных типов и вообще собирания материалов для задуманной картины: "Оставление горцами аулов при приближении русских войск", предназначенной для всемирной парижской выставки. За эту картину, в 1872 г. Грузинский, по окончательном возвращении своем в Санкт-Петербург, получил звание академика. Позднейшие его работы до 1890 г.: "Сцена из деревенского быта", "Сенокос в Малороссии", "Загородная прогулка", "Масляница", "Тройка", "Встреча возвращающихся из церкви новобрачных", "Переселение горцев на Кавказе" и др.
[19(31).XII.1837 - 20.V(1.VI).1892] - художник. Родился в Курске в семье небогатого помещика. Художественные способности у него проявились очень рано. В детстве самостоятельно занимался рисованием, а 14-летним подростком был определен в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, где его зачислили в класс баталиста проф. Б. П. Виллевальде. Уже в период обучения он написал картины, сделавшие его имя известным в художественных кругах и среди любителей искусства: "Бивуак лейб-гвардии казачьего полка", "Солдаты-фуражиры", "Цыганский табор". За них он получил малую и большую серебряные, а также малую золотую медали. Выпускной работой Г. стало полотно "Взятие аула Гуниб на Кавказе в 1859 году". В 1862 за картину "Взятие аула Гуниб..." Г. был удостоен большой золотой медали, звания классного художника и послан академией за границу на 6-летний срок для совершенствования мастерства. Жил он, главным образом, в Париже. Там им написаны такие произведения, как "Пикет императорских французских стрелков на маневрах", "Рынок в Фонтенбло", "Пляска итальянцев на одной из улиц Парижа", имевшие успех на выставках. Но академическое начальство указало своему стипендиату "заниматься исключительно баталической живописью". В 1865 Г. побывал на родине, чтобы на Кавказе выполнить несколько натурных этюдов для задуманных картин. Вернувшись в Париж, он закончил еще одно большое полотно на кавказскую тему - "Оставление горцами аулов при приближении русских войск" ("Переселение горцев"), за которую в 1872 получил звание академика батальной живописи. "Взятие аула Гуниб..." и "Переселение горцев" побывали на всемирных выставках в Вене и Лондоне. Из других произведений на военную тему у художника известны: "Взятие обоза маршала Даву под Красным 5 ноября 1812 года", "Конвой черкесов", "Бивуак кавалергардов", "Наказной атаман в дороге". Однако Петр Николаевич, будучи уже признанным баталистом, не замыкался только в этом жанре. Он - автор большого цикла бытовых сцен и пейзажей. Из-под его кисти вышли "Почтовая тройка", "Дровосеки", "Деревня гуляет" и ряд др. В 1876 на выставке в Филадельфии экспонировались его "Тройка в метель", "Встреча новобрачных", "Цыгане", вызвавшие интерес посетителей неподдельностью сюжетов и мастерством исполнения. Более других известна по репродукциям небольшая картина "Катание на масленице", оригинал которой хранится в музее коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. По вечерней деревенской улице мчатся наперегонки лихие тройки. В санях- нарядно одетая молодежь. После пурги среди рваных туч открылся клочок багрового закатного неба. Морозно, ветрено, в тревоге мечутся птицы. Но ничто не мешает буйству веселого русского праздника... Г. был превосходным знатоком анатомии и повадок животных, прежде всего лошадей и собак разных пород, которых он умело изображал на картинах. В иллюстрированных изданиях 2-й половины 19 в. часто воспроизводились его многочисленные рисунки и акварели. Русские и иностранные журналы и газеты публиковали лестные отзывы о творчестве художника. В 1889 Г. передал Академии художеств большую коллекцию черкесских, курдских, имеретинских и турецких одежд, собранную им во время поездок на Кавказ. Творчество Г. оказалось несколько в стороне от магистрального направления, по которому развивалось отечественное изобразительное искусство, представленное в то время, прежде всего, Товариществом передвижных художественных выставок. После преждевременной кончины художник был почти забыт. Похоронен в Санкт-Петербурге.
{Н. Ф. Шахов}
Лит.: П. Н. Грузинский (некролог). Всемирная иллюстрация. 1892. № 1221, с. 450 - 451. Художники народов СССР: библиографический словарь. М., Искусство, 1976, т. 3, с. 210 - 211.