Регистрация
Александр Аркадьевич Лабас
Александр
 Аркадьевич Лабас
Россия 1900−1983
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

(1900, Смоленск — 1983, Москва).

Известный советский художник, один из наиболее узнаваемых мастеров ОСТовского круга. Его стиль — своеобразный постфутуристический экспрессионизм, остро реагирующий на то новое, что внесла в мир современная техника. Особая манера, придающая масляным краскам прозрачную легкость акварели вносит в его образы живое ощущение полета («В кабине аэроплана», 1928, ГТГ; «Дирижабль и детдом», 1930, ГРМ). Родился в Смоленске, в семье редактора-издателя. В 1910 семья переехала в Ригу, а в 1912 — в Москву. В 1912—1917 занимался в Строгановском художественно-промышленном училище. Посещал студию Ильи Машкова (1916) и Свободные художественные мастерские (1917), где учился у Петра Кончаловского. С 1919 служил в Красной Армии на Восточном фронте; демобилизовавшись, продолжил обучение во Вхутемасе (1921−1924). Был одним из учредителей «Общества художников-станковистов» (ОСТ; 1925). Ранние опыты беспредметного искусства, конструктивизм, органически усвоенный в годы учебы, а также преподавания (1924−1929) во Вхутемасе придают творчеству Лабаса отчетливый привкус авангарда. Работы представлены в музеях: ГМИИ, ГТГ, Политехнический, (Москва), ГРМ (С.-Петербург).

«У Лабаса глаз чуток к необычному», — написал о нем один из критиков. В самом деле это очень точное определение сути его творчества. Не только увидеть необычное, чаще всего новое, небывалое раньше в жизни, но и заставить зрителя пережить его как чудо, прочувствовать на себе. Именно это стремление привело совсем еще молодого художника в группу живописцев-новаторов, основавших в 1925 г. OCT. Большинство из них только что окончило Вхутемас — художественный институт нового, тоже новаторского характера. Председателем был избран учитель многих из них — Д. П. Штеренберг. Лабас тоже учился после СХПУ (1912−17) в ГСХМ (1918−19) и выросшем из них Вхутемасе (1921−24), где был затем оставлен преподавать живопись. Слово «станковисты» в названии общества и означало стремление заниматься изобразительным искусством, в частности — живописью, а не уходить в «производство вещей» (к чему призывали тогда художников конструктивисты). Но живопись эта, не внешне, а изнутри отражая меняющуюся на глазах жизнь, должна была решительно обновиться, найти новый, острый язык, соответствующий духу и смыслу этих изменений. Движение, скорость… Как передать это впечатление в неподвижной живописи? Как выразить ощущение полета, высоты, зыбкой пустоты за тонкими стенами кабины аэроплана? Лабас едва намечает эту повисшую в бесконечности кабину, будто в разрезе, — с пассажирами, спокойно сидящими на почти невидимой опоре; чуть угадываются и крылья, растаявшие в золотистом мареве («В кабине аэроплана», 1928). Художник изображает не механику, но чудо полета. Он ищет точный ритм движения поезда среди смазанного скоростью расплывающегося пейзажа, и опять — с цветными пятнышками пассажиров в смело разрезанном поперек вагоне («Едут», 1928). Он пишет без конца паровозы, самолеты, дирижабли, пренебрегая техническими подробностями, но ловя ощущения новизны, подвижности, непривычных точек зрения на вещи — снизу вверх или сверху, с высоты полета. Как мир, который он изображает, сама его живопись легка, подвижна, порой неопределенна, обращена не к предмету, а к чувствам, которые он возбуждает. Он пишет город, уходящий в небеса этажами домов, оживленный людьми, мчащимися в разные стороны трамваями, извозчиками, автомобилями («Городская площадь», 1926). Пишет бесконечно струящиеся вверх и вниз сквозь гигантскую трубу полосы эскалаторов… Конец 1920-х — начало 1930-х гг. — взлет творчества Лабаса, когда это ощущение пестроты и стремительности жизни было у него наиболее органичным. Потом многое сгладилось. Но ощущение нарядной и радостной легкости, красоты жизни художник донес до поздних своих лет, воплотив его в светлых и ярких акварелях, написанных в Крыму, в Прибалтике, в Подмосковье.

Читать дальше
Работы понравились
Колычев Сергей

Лента
Александр Аркадьевич Лабас. Вечером в городе
Александр Аркадьевич Лабас. Наш переулок
Александр Аркадьевич Лабас. Платформа 42 км
Александр Аркадьевич Лабас. Городская площадь
Александр Аркадьевич Лабас. Встречают поезд
Александр Аркадьевич Лабас. Поезд в Москве
Александр Аркадьевич Лабас. Поезд идет
Александр Аркадьевич Лабас. Первый паровоз на Турксибе
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Александр Аркадьевич Лабас. Портрет поэта  Переца Маркиша
Александр Аркадьевич Лабас. Пешеходный переход на улице Кирова из серии "Москва"
Александр Аркадьевич Лабас. Портрет Генриха Фогелера
Александр Аркадьевич Лабас. Слон в зоопарке
Александр Аркадьевич Лабас. Зимой в Луганске
Александр Аркадьевич Лабас. В метро
Александр Аркадьевич Лабас. Городское движение
Александр Аркадьевич Лабас. Ташкент
Александр Аркадьевич Лабас. Автопортрет в белой рубашке
Александр Аркадьевич Лабас. Москва вечером
Александр Аркадьевич Лабас. Авиация. Пассажиры
Вся лента
Работы художника
всего 29 работ
Александр Аркадьевич Лабас. Штурман
1
Штурман
1936, 31×44 см
Александр Аркадьевич Лабас. Девушка на балконе
0
Девушка на балконе
1963
Александр Аркадьевич Лабас. Уральский металлургический завод
0
Уральский металлургический завод
Александр Аркадьевич Лабас. Индустриальный пейзаж
0
Индустриальный пейзаж
Александр Аркадьевич Лабас. Метро
0
Метро
Александр Аркадьевич Лабас. Дирижаблю над городом
0
Дирижаблю над городом
Александр Аркадьевич Лабас. Москва. Лабратория
0
Москва. Лабратория
1928
Александр Аркадьевич Лабас. Первый советский дирижабль
0
Первый советский дирижабль
1930-е
Александр Аркадьевич Лабас. На заводе
0
На заводе
Посмотреть все 29 работ художника
HELP