Регистрация
Константин Павлович Головкин
Япония родился в 1871
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в Самаре в 1871 г. Умер там же в 1925 г.

Происходивший из купеческой семьи Головкин закончил коммерческое училище. Затем возможно посещал классы живописи и рисования прибывшего в Самару художника Бурова, однако систематического художественного образования не получил, оставаясь художником — самоучкой. Работал в русле традиций русского реалистического искусства второй половины Х1Х — начала ХХ века. В возрасте 25 лет молодой купец и владелец писчебумажного магазина выступил инициатором создания художественного отделения Самарского городского музея, с которым была связана вся его дальнейшая судьба. Кроме того, Головкин вел летопись самарских выставок и издал книгу «Вся Самара». После революции 1917 года художник на некоторое время уезжал из Самары в Иркутск, где принимал участие в археологических раскопках. В начале 1920-х годов Головкин вернулся в Самару и привез целый вагон экспонатов для музея, в том числе предметы археологических раскопок. Последние годы работал в архиве города Самары.

Купец по происхождению, он продолжал дело своего отца и на этом поприще добился определенных успехов. Константин Павлович родился 17 декабря 1871 года в семье купца второй гильдии П. И. Головкина и Е. С. Шихобаловой. Неумолимая родительская воля определила будущее К. П. Головкина: после окончания в 1889 году самарского реального училища. Головкин был связан с торговым делом своего отца, однако он не оставлял детского увлечения живописью. В 1891 году Головкин К. П. вместе с известными самарскими художниками Осиповым И. П. и Буровым Ф. Е. организовал кружок любителей искусства. С 1891 года по 1916 было организовано 23 периодических выставок самарских художников; девять из них были организованны при непосредственном участии К. П. Головкина. При этом К. П. Головкин проявил себя и в других сферах общественно-культурной жизни Самары. В частности, как известно, он стал инициатором создания художественного отдела при Самарском городском Публичном Музее. Алабин П. В., по словам Головкина, «просил, не откладывая, энергично взяться за дело».33 В результате его активной деятельности в Музее была создана богатая художественная коллекция, включавшая работы и самарских художников, и знаменитых русских живописцев. Константин Павлович не оставлял и коммерческую деятельность. В самом конце XIX века. Он стал управляющим в двух магазинах своего отца: писчебумажном и художественном. В 1902 — 1903 годах он становится владельцем магазинов и вступает во вторую купеческую гильдию. В фирменном магазине К. П. Головкина было всё необходимое для рисования и живописи. В 1908 году Головкин вместе с единомышленниками. Преображенским П. А., Михайловым В. А., Гундобиным В. В. и другими, создал общество по сооружению в Самаре «Дома науки и искусств», в котором предполагал разместить Александровскую библиотеку, читальный зал, городской музей, художественную галерею, зал для выставок, собраний и концертов. В сентябре 1916 года Головкин обратился в Самарскую Городскую Думу с предложением построить здание для «Дома науки и искусств» по собственным чертежам и на собственные средства. Следует сказать, что начиная с небольших средств, Головкин к 1916 году смог увеличить свой капитал до двух миллионов рублей, что позволило ему несколько отойти от коммерческой деятельности. Константин Павлович решил посвятить себя искусству и общественной деятельности, которая в эти годы в основном сосредоточилась вокруг Музея. В целом на нужды культурного развития Самары он выделил около 600 тысяч рублей. Но попытка получить помощь и поддержку городских властей в создании «Дома науки и искусства» не дала результатов. Что касается непосредственно Самарского Городского Публичного Музея, то следует заметить, что К. П. Головкин сделал очень многое не только для художественного отдела. К заслуге его можно отнести активное участие и в создании, и в пополнении других отделов. В частности, зимой 1914 года «Объединение любителей старины», куда входил и Константин Павлович, начало частным путем создавать отдел в Музее, посвященный Первой Мировой войне. В Музее отдел «Война 1914 — 1916 годов» был оборудован на средства Головкина, который также составил и список предметов, собранных для военного отдела. В послереволюционные годы Головкин входит в Комиссию по заведованию Самарским Музеем. В виду сложного положения музея К. П. Головкин в январе 1918 года обратился с предложением плана расширения площади Музея и в последующем строительства нового здания, однако в сложные, послереволюционные годы это обращение было оставлено без внимания. К. П. Головкин был далёк политических событий, и революция 1917 года, и события гражданской войны существенно не изменили характер его деятельности, но повлияли на его судьбу. Будучи состоятельным человеком К. П. Головкин опасался репрессий. В декабре 1918 года — январе 1919 года Константин Павлович совершил поездку в Монголию, Китай и Японию. В своём дневнике он пунктуально отмечал день за днём свои походы по антикварным магазинам и расходы на покупки произведений восточного искусства для Самарского Музея. Во время возвращения Константин Павлович вынужден был остановиться в Иркутске. После установление там советской власти пришлось задержаться на два года. В апреле 1920 года Головкин поступил чертежником в губернский отдел народного образования. В годы пребывания в Иркутске К. П. Головкин продолжал коллекционировать меднолитые иконы, складни и кресты. Здесь же Головкин продолжал работу над рукописью «Проект постройки, оборудования и организации провинциального музея», которая была посвящена Самарскому Городскому Публичному Музею. Он детально рассмотрел вопросы по работе музея: от назначения и требований к музейному зданию до устройства витрин, сигнализации, служб, физических и химических лабораторий, организаций экскурсий, отчетов музея и т. п. В 1922 году К. П. Головкин вернулся в Самару, 14 августа получил удостоверение члена — сотрудника Общества Археологии, Истории и Этнографии. Уже в сентябре 1922 года Головкин продолжал археологические изыскания в окрестностях Самары, а также возглавил филиал бывшего Самарского Городского Публичного Музея- «Старая Самара». В эти годы К. П. Головкин целиком посвятил себя научной и творческой работе. Итогом научных изысканий стала работа «Вся Самара на 1925 год», хотя сам Константин Павлович к этому времени тяжело болел. В конце февраля 1925 года он скончался. Хотя К. П. Головкин и не был напрямую связан с Самарским Городским Публичном Музеем, он очень многое сделал для пополнения коллекции: при непосредственном его участии были созданы художественный отдел, отдел Первой Мировой войны; значительно пополнены и другие отделы. Уже в послереволюционные годы Головкин полностью занялся научной работой, которая непосредственно касалась Самарского Музея.

Читать дальше

Работы художника
всего 1 работа
Константин Павлович Головкин. Последний снег. Осокори
0
Последний снег. Осокори
1895, 163×96 см
Посмотреть все 1 работу художника
HELP