войти
опубликовать

Елизавета
Сергеевна Кругликова

Россия • 1865−1941

Биография и информация

Родилась в Петербурге в семье, любившей и понимавшей искусство. Отец будущей художницы служил офицером.

В 1890-1895 в качестве вольнослушателя Кругликова обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895-1914 жила в Париже. С 1902 начала работать в технике офорта. С 1904 - член «Общества оригинальной гравюры в красках». С 1909 по 1914 Е. С. Кругликова преподавала офорт в академии «La Pallette» в Париже. Там же, в Париже, ею было организовано русское ателье, которое вместе с ее мастерской сделалась своеобразным русским культурным центром. В 1914, с началом Первой Мировой войны, переехала в Россию. Издание «Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой» (1918) - итог первого большого периода ее творчества.

Специфика художественной манеры Кругликовой, использовавшей редкие техники (мягкий лак, акватинта и др.), ее экспериментаторство, позволила ей добиться особенно весомых достижений в двух областях. Первой из них, ранней по времени (с 1909 г.) была монотипия, соединявшая живопись с печатью. Второй областью (с 1914 г.) стал силуэт.

В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова создала серию силуэтных портретов русских поэтов 18-20 веков, большую серию портретов русских художников и серию портретов русских актеров. В 1925 году работала над серией силуэтов «Вожди революции». В 1930-е годы - над «Бакинской серией» («Сураханы» 1931, «Азнефть» 1934 и др.). В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова работала над плакатами - многие из них выполнены в технике линогравюры.

В 1919 году стала одним из инициаторов создания Государственного театра марионеток, в котором работала по 1921 год. По ее эскизам были оформлены спектакли «По щучьему велению» и «Вий» по повести Н. В. Гоголя.

В 1922-29 годах была профессором полиграфического факультета Академии Художеств в Петрограде-Ленинграде, где руководила обучением технике офорта.

Дочь офицера, Е. С. Кругликова очень рано осознала свое призвание во многом благодаря атмосфере почитания искусства, царившей в ее семье. Профессиональное образование она получила, обучаясь с 1890 г. вольнослушателем в МУЖВЗ. В 1895 г. уехала в Париж и надолго обосновалась там, периодически приезжая в Россию и публикуя в русской печати корреспонденции о французской жизни и о своих поездках по Франции. В Париже она занималась в студиях А. Витти и Ф. Коларосси. Снятая ею мастерекая на улице Буассонад вскоре сделалась своеобразным русским культурным центром: здесь она не просто работала и жила, но и принимала несметное количество знакомых и незнакомых посетителей, причем не только художников. Лишь начало Первой мировой войны, заставшее Кругликову в 1914 г. в Петербурге, навсегда оторвало ее от Парижа. Последней данью любимому городу стала ее книга "Париж накануне войны..." (Пг., 1916), украшенная многочисленными монотипиями самой художницы.

Творчество Кругликовой было довольно специфическим. В молодости она увлеклась разнообразными печатными графическими техниками и со временем в совершенстве овладела ими. Особой симпатией пользовались у нее техники весьма редкие, полузабытые или даже совсем забытые - такие, как мягкий лак, акватинта, меццо-тинто. Бесконечно экспериментируя, художница восстанавливала или заново открывала для себя их тонкости и придавала им современное звучание. Развитие русской гравюры в XX в. было немало обязано ее энтузиазму и усилиям. Еще в Париже у Кругликовой появились первые ученики (среди них М. А, Волошин, К. Е. Костенко и др.), а в 1920-х гг. в Петрограде она стала профессором кафедры офорта графического факультета АХ, позднее была заведующей кабинетом офорта при полиграфическом факультете Вхутеина (в Ленинграде).

Наиболее весомых результатов Кругликовой удалось добиться в двух областях. Первой из них по времени (с 1909 г.) была монотипия - старая, но практически исчезнувшая техника, позволявшая интересно соединять живопись с печатью. В своих изысканных и лаконичных, красивых по цвету натюрмортах, пейзажах и жанровых сценках Кругликова сумела использовать возможности этой техники так полно, как не удавалось, пожалуй, никому после нее. Второй областью (с 1914 г.) был силуэт, также крайне редко привлекавший больших художников и столь любимый ремесленниками и дилетантами. Элементарную технику вырезания из черной бумаги Кругликова использовала для создания превосходных и разнообразных произведений. Наибольшей известностью пользуется ее громадная (ок. 1000 работ) серия портретных изображений современников, преимущественно деятелей культуры, которую она создавала в течение почти двадцати лет (М. И. Цветаева, М. А. Волошин, А. А. Блок, А. А- Ахматова, А. Н. Толстой, В. В. Маяковский и др.). Несомненное сходство и острая, подчас немного шаржированная, психологическая выразительность придают им характер своеобразного художественного документа, красноречиво характеризующего людей этого насыщенного событиями времени.