19 августа 1827 (с.Чмутово Нижегородской губ.) - 1 февраля 1873 (Санкт-Петербург)
Ученик Академии Художеств с 1841 г. Получил медали: 1852 г. - 2 серебрянную; 1853 г. - 1 серебрянную; 1855 г. - 2 серебрянную; 1857 г. - 2 серебрянную; 1858 г. - 2 золотую за картину "Обжорный ряд в Спб"; 1860 г. - золотую медаль за экспрессию в картине "Прерванный брак". В 1861 г. - звание классного художника. (Кондаков)
Волков много работал акварелью, был великолепным рисовальщиком. Он был автором многих сатирических рисунков в журнале «Искра», издавал в 1871-1893 журнал «Маляр».
Начало второй половины XIX века совпадает в России с ростом недовольства значительной части населения существующими порядками в стране, жизнью большинства населения. Поражение в Крымской войне и половинчатость реформы по отмене крепостного права лишь увеличивают число недовольных. Некрасовские строки «Гражданином быть обязан» в искусстве реализуются в направление, которое получит впоследствии название «критический реализм». В живописи также появилась плеяда художников, картины которых обличали те или иные пороки, существующие в обществе, — социальное неравенство, тяжкий труд, боль вдовы или безнадежность больного, неравные браки, пьянство и др.
Именно такую гражданскую позицию занял молодой выпускник класса живописи народных сцен Академии художеств Адриан Волков, когда вместо благочинного сюжета "Сговор невесты", предложенного ему Советом Академии, он выставил полную драматизма картину "Прерванное обручение" (1860). Сюжет картины (а сюжеты жанровых картин легко переводятся на язык слов, по ним легко составить небольшой рассказ) обыден: в момент обручения молодого человека, желающего поправить свое финансовое положение женитьбой на купеческой дочери, в дверях появляется когда-то соблазненная и покинутая этим молодцом молодая женщина с ребенком на руках. Заметим, что картина А. Волкова, осуждающая аморальность одного человека, была достаточно холодно встречена Советом Академии, хотя нашла горячий отклик в широких кругах российского общества.
Последующие работы А.М. Волкова также выполнялись в соответствии с его гражданским кредо. Подобное органичное соединение общественного звучания и творческого горения было характерным для многих отечественных живописцев последних десятилетий XIX века.