войти
опубликовать

Давид
Несторович Какабадзе

Россия • 1889−1952

[8(20).8.1889, с. Кухи, ныне Цулукидзевского района Грузинской ССР, — 10.5.1952, Тбилиси], советский живописец. Учился в Петербурге (1910—15) у Л. Е. Дмитриева-Кавказского. В 1919—27 жил во Франции. В 1928—48 преподавал (с 1934 профессор) в Тбилисской АХ. Для произведений К., отличающихся декоративностью, характерны гармоничные сочетания четко ограниченных цветовых плоскостей, строгость и точность рисунка. Произведения: «Автопортрет с гранатами» (1913): «Имеретинский натюрморт» (1918), «Рионгэс» (1934) — оба в Музее искусств Грузинской ССР, Тбилиси; серия «Сванетия» (карандаш, гуашь, 1939). К. работал и как театральный художник.

В 1928 возвратился в Грузию. Преподавал в Тифлисской Академии художеств, оформлял театральные постановки. Член "Общества грузинских художников". Сыграл большую роль в становлении национальной художественной школы грузинского искусства. Пейзажист, портретист, жанрист. Создавал зарисовки из быта имеретинских крестьян. Под влиянием французского и русского кубизма создал серию экспериментальных композиций из дерева, стекла, металла.. Творчество Какабадзе также отчасти сродни французским дадаистам, следовавшим принципу "автоматического письма" и выражавшим абсурдность видимого мира. Его произведения находятся в Государственном музее искусств Грузии, Кутаисской картинной галерее, Театральном музее Грузии и др.

Родился в селе Кухи близ Кутаиси 8 (20) августа 1889 в крестьянской семье. В 1909 поступил на физико-математический факультет Петербургского университета; в 1910–1915 занимался в художественной мастерской Л.Е.Дмитриева-Кавказского. В 1914 вместе с П.Н.Филоновым создал группу «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков», выпустившую манифест Сделанные картины, где впервые были провозглашены принципы авангардного «аналитического искусства» (известного, прежде всего, по творчеству Филонова). Попутно уже в ранние свои годы выступил как знаток национальной художественной старины, подготовив в 1914 первый научный очерк о средневековом чеканщике Беке Опизари. Для «имеретинского периода» Какабадзе (1911–1919) характерны эпические мотивы кавказской природы, решенные в символически-обобщенном духе стиля модерн (Имеретия – мать моя, 1918, Музей искусств Грузии, Тбилиси).

В 1919–1927 жил в Париже. Занимался историей и культурой Византии под руководством Ж.Милле. Сочетал модерн (в пейзажах Парижа и Бретани) с авангардными экспериментами, ставшими самобытным вариантом постфутуристического перехода к абстрактно-кинетическому искусству. В полемике с кубистами утверждал, что лишь криволинейная, динамическая линия способна воплотить современный «дух машинизма». Вводил в свои коллажи зеркала, линзы, блестящий металл, стремясь к эффекту внутреннего света, излучаемого самим произведением; в 1923 стал одним из изобретателей стереокино, сконструировав и запатентовав киноаппарат, дающий иллюзию рельефного изображения. Изложил свои теории в книгах О конструктивной картине; Париж. 1920–1923 годы; Искусство и пространство, изданных в 1922–1925 в Париже на французском (первая) и грузинском языках.

Вернувшись в 1927 на родину, сочетал национально-романтическую тематику своего «имеретинского периода» с канонами соцреализма. Плодотворно работал как педагог в тбилисской Академии художеств (1928–1948), а также как художник театра и кино. В 1934 снял документальный фильм Художественные памятники Грузии.

Умер Какабадзе в Тбилиси 10 мая 1952.

Перейти к биографии