войти
опубликовать

Николай
Александрович Ионин

Россия • 1890−1948

Живописец, график, театр. художник. С 1908 учился в Рисовальной школе, в 1913-15 и 1921-22 в АХ в Петербурге - Петрограде, ученик Д.Кардовского, К.Петрова-Водкина. С 1915 участник выставок. Жил в Петрограде - Ленинграде. В 1928 член "Общины художников". Живописные полотна "Женщина в красном" (1925), "Старый Новгород" (1927), "Завод Севкабель" (1934), "Конец жатвы" (1935), "Первомайская демонстрация" (1938), "Сбор винограда" (1943) и др. работы.

родился в Новгородской области в 1890 г. В начале XX в. приехал в Петербург, где учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем в Академии художеств и, наконец, в мастерской великого К.С. Петрова-Водкина. Закончив ее в 1922 г., Ионин активно участвует в современном ему художественном процессе Петрограда-Ленинграда. Он входил в объединения «Община художников», «Общество живописцев», был близок к «Кругу художников», с его концепцией «живописного реализма».

Свои основные произведения Ионин создает в 1920-е гг. Пластически монументальные, образно значимые, наполненные символикой современности «Женщина в красном», «Портрет Е.Н. Иониной (жены художника, сестры А.Н. Самохвалова)», «Женщина в платочке» стали выражением духа эпохи, стиля нового искусства. Очевидное влияние Петрова-Водкина, соединено в них с программными авторскими отсылками к наиболее важным для художника явлениям мирового искусства: пластике Древнего Египта, русской иконе и супрематизму.

Наделенный большим колористическим дарованием, он разрабатывает символику и эмоциональный строй красного цвета, несомненно, доминантного во всем его творчестве. Именно темпераментное цветовое решение является главной составляющей произведений 1930-х гг. («На верфи», серия «Севкабель», «Свинарка с поросятами»).

Вторая мировая застает художника в Ленинграде. После страшной блокадной зимы весной 1942 г. он с семьей был эвакуирован в Киргизию. Там, в поселке на окраине Фрунзе, начался новый период творческой деятельности Ионина. Новый, полный солнца, ярких красок, зелени и цветения, мир резко контрастировал с убогой, полуголодной жизнью, с личной трагедией (в войну мастер потерял своего старшего сына). Его произведения этих лет, живописные и графические, становятся настоящим документом эпохи, наполняются потрясающей искренностью.

Опыты работы на пленэре и пространственных построений киргизских пейзажей сказались в живописи Ионина послевоенного периода. Он возвращается к серии «Ленинград и его пригороды», дополняя ее произведениями, в которых появляется новый, более монументальный формат, цвет становится более плотным. Одной из лучших работ этого времени является серия пейзажей «Климовщина» (по названию деревни в Новгородской области). Сдержанные, подчеркнуто этюдные, они насыщены особым лиризмом, пониманием истинной, внутренней, ценности жизни.

Созданная Николаем Иониным в последние годы серия автопортретов поражает демократичностью, абсолютной искренностью, духовной силой и мужественным осознанием своего высокого предназначения художника, выигравшего в нелегкой битве спор со временем.

(Источник: ЗАО "Русский антиквариат")

Перейти к биографии