Родился алтайский художник (ученик И.И. Шишкина) и деятель алтайского национально-освободительного движения Григорий Иванович Гуркин из телеутского рода Чорос. В числе лучших его картин – "Хан Алтай", "Катунь весной" (утрачена), "Озеро горных духов". В 1917 его избрали председателем Алтайской горной думы – органа национального самоуправления алтайских народностей (позднее называлась Каракорум-Алтайской окружной народной управой). В 1918 он был арестован колчаковцами "за сепаратизм", в 1920–1925 находился в эмиграции в Монголии и Туве. В 1931 он основал Ойрот-Туринскую художественную школу. Репрессирован, расстрелян 12 октября 1937.
Псевдоним - Чорос-Гурке.
Родился 12 (24) января 1870 в селении Улала (ныне Горно-Алтайск), в семье кустаря-седельника из древнего рода «чорос» (позднее имя рода, прибавленное к фамилии, составило его артистический псевдоним). С 1878 учился в школе Алтайской духовной миссии, затем около 15 лет работал иконописцем в Улале, а затем в Бийске. Первая попытка его поступления в петербургскую Академию художеств (1897) оказалась неудачной, но зато он получил возможность заниматься в мастерской И.И.Шишкина, а в 1899 был зачислен в Академию вольнослушателем. В 1905 вернулся на родину. Первая персональная выставка в Томске (1907) принесла ему славу первого пейзажиста Сибири. Жил преимущественно в своем доме-мастерской в селе Анос на р. Катунь, часто путешествуя по Алтаю и наезжая в разные сибирские города для устройства выставок.
В своем творчестве соединил традицию эпического пейзажа Шишкина с веяниями модерна. Писал горные и лесные виды родного края, исполненные величавой природной первозданности (Хан-Алтай, 1907, Художественный музей, Томск; Корона Катуни, 1910, там же; Озеро горных духов, 1910, Художественная галерея, Красноярск). Часто изображал реликты языческой древности, составляющие органическое родство с ландшафтом (Могила шамана, 1900-е годы; Жертвенник, 1909; оба – в Республиканском краеведческом музее, Горно-Алтайск). Публиковал стихи в прозе (Алтай и Катунь, напечатанное в качестве предисловия к каталогу томской выставки 1915; и др.), а также этнографические очерки в газетах «Алтай», «Жизнь Алтая» и «Сибирская жизнь».
В 1917–1919 возглавлял Горную думу, пытавшую наладить местное самоуправление и обеспечить национальное равноправие алтайцев. Спасаясь от ареста, выехал за пределы России и в 1919–1925 жил в Монголии и Туве. Вернувшись, активно включился в местную культурную жизнь, став членом общества «Новая Сибирь» (с 1926) и в том же году приняв участие в двух всесоюзных экспозициях в Москве, в том числе в 8-й выставке АХРР. Преподавал в художественной школе в Улале (Ойрот-Туре), иллюстрировал первые книги, в том числе учебники, изданные на алтайском (ойротском) языке, продолжал плодотворно работать как живописец. Однако в период «большого террора» Гуркину припомнили его «буржуазный национализм», и 11 октября 1937 мастер был расстрелян как «враг народа». Посмертно реабилитирован (1956). Наиболее полное собрание его работ хранится в Республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина (Горно-Алтайск).