Регистрация
Николай Павлович Рябушинский
Николай
 Павлович Рябушинский
Россия 1877−1951
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

Брат Д., В. и П. Рябушинских. Окончил Моск. коммерческий ин-т (1896). В 1901 вышел из семейного дела «Т-во мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями», жил в богемной атмосфере в Москве и за границей. В 1906−09 издатель ж. «Золотое руно». После 1917 служил консультантом и оценщиком произв. искусства. С 1922 в эмиграции во Франции. Сб-ки «Рассказы» (1903−04), повесть «Исповедь» (1906) и др. произв.

Собиратель русской и западноевропейской живописи, антиквар. Происходил из известной семьи Рябушинских. После смерти отца вышел из состава «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» и, получив свою наследственную долю родительского богатства, с головой погрузился в мир московской богемы.

Рябушинский Н. П. связал свою меценатскую деятельность с отечественным изобразительным искусством. Он стремился стать организующим центром символизма, поднять его значение и авторитет в художественно-культурной жизни Москвы. Перед ним был пример Дягилева С. П., и Рябушинский Н. П. решил выступить в роли преемника петербургского мецената и продолжить традицию «Мира искусства» Дягилева С. П.

Он решил организовать выпуск художественного иллюстрированного журнала под названием «Золотое руно». Участвовать в этом проекте Рябушинский Н. П. пригласил: К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, Остроумову, Л. С. Бакста, А.НБенуа. Все они были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Дебютом группы стала выставка «Алая роза», состоявшаяся в АП 1904-ИН 1904 в Саратове. Редакция журнала «Золотое руно» размещалась на Новинском бульваре, близ особняка Шаляпина Ф. И. журнал имел большой формат, печаталось золотым шрифтом в две колонки — на русском и французском языках. Журнал блистал качеством иллюстраций. Это было дорогое издание, годовая подписка стоила 15 руб. Однако расходы на выпуск журнала не окупались, и Рябушинскому Н. П. приходилось большую часть возмещать из собственных средств. К к.1906 доход от продажи «Золотого руна» составил 12 тыс.руб., а расходы превысили — 80 тыс. В 1907 оформление журнала изменилось: меньше стал формат, исчез перевод на французский язык, сократилось число иллюстраций.

Подражая Дягилеву С. П., Рябушинский Н. П. старался следовать по его стопам и в организации и устройстве художественных выставок. Первым его опытом на этом поприще была выставка «Голубая роза». Выставка открылась в 1907 в доме на Мясницкой. Выставка стала сенсацией в московском мире искусства. В выставке участвовали шестнадцать художников: Кузнецов, Уткин, Судейкин, Сапунов Н. Н., Сарьян М. С., Н. и В. Милиоти, Крымов, Арапов, Феоктистов, Фонвизин, Дриттенпрейс, Кнабе, скульпторы Матвеев и Бромирский. Всех их связывала общность эстетических принципов. После «Голубой розы» была организована еще серия выставок, устраивавшихся при финансовой помощи Рябушинского Н. П. и под маркой его журнала.

К концу 1909 издатель «Золотого руна» разорился. Несомненно, не окупающиеся расходы, связанные с журналом, с выставками, подорвали его состояние. Но главная причина была не в этом. Отчаянный картёжник, Рябушинский Н. П. однажды почти полностью проигрался. После этого он по-прежнему вращался в кругах творческой интеллигенции, по-прежнему был причастен ко многим художественным выставкам, но уже не в роли мецената, а в качестве рядового участника экспозиции. В 1911 он был вынужден распродать часть своей коллекции с аукциона. В первую очередь, были проданы картины старых европейских мастеров, перепроданные в 1916 в Нью-Йорке, причём Рябушинскому Н. П. удалось выкупить некоторые свои картины. Любимую часть своей коллекции — картины русских мастеров начала XX в. — он решил сохранить. Однако пожар на вилле «Чёрный лебедь» погубил ряд полотен. Случайно уцелел портрет Брюсова В. Я. работы Врубеля М. А. Т.о., от коллекции осталось лишь то, что располагалось в московском особняке Рябушинского Н. Коллекционер был вынужден продать и своё небольшое собрание икон; их новым обладателем стал известный собиратель Морозов А. В. Революцию 1917 Рябушинский Н. П. встретил в Москве. Некоторое время он состоял на государственной службе в качестве консультанта и оценщика произведений искусства. Его художественное собрание было национализировано и поступило в Государственный музейный фонд. Оттуда произведения разошлись по многим галереям России. В 1922 Рябушинский Н. П. эмигрировал во Францию. Умер в больнице после операции. Похоронен на Восточном кладбище в Ницце.

Читать дальше

Работы художника
всего 5 работ
Николай Павлович Рябушинский. Натюрморт
0
Натюрморт
1909
Николай Павлович Рябушинский. Панно "Птицы"
0
Панно "Птицы"
1908
Николай Павлович Рябушинский. Декоративное панно
0
Декоративное панно
49×60 см
Николай Павлович Рябушинский. Последний луч
0
Последний луч
1918, 60×87 см
Николай Павлович Рябушинский. Ночной праздник
0
Ночной праздник
1908
Посмотреть все 5 работ художника
HELP