М.П. Боткин, русский художник, гравер, академик исторической живописи и выдающийся коллекционер, родился 7 августа 1839 года в Москве, в семье известного чаеторговца П.К. Боткина. Брат Василия и Сергея Боткиных. С 1856 г. он учился в Императорской Академии Художеств под руководством профессора Завьялова и Ф.Бруни. Затем прожил несколько лет в Германии, Франции и Италии. Здесь он сблизился со многими русскими художниками, и в особенности с Александром Ивановым, творчество которого почитал всю жизнь, сделав его одной из сфер своей собирательской и исследовательской деятельности. (В 1880 Боткин издал книгу "Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка"). За картины "Вакханка с тамбурином" и "Плач на реках Вавилонских", которые он выставил в Академии Художеств, возвратившись из-за границы, в 1863 году получил звание академика. Карьера его складывалась весьма успешно - молодой академик быстро продвигался по лестнице успеха, получая звания, чины, награды, должности. С.П. Дягилев шутя любил перечислять все 18 должностей Михаила Петровича, занимавшего видное положение в Академии художеств - член совета Академии Художеств (с 1879), Императорской Археологической комиссии, член Общества поощрения художеств, директор Музея Императорского Общества поощрения художеств (с 1896), Председатель правления Первого российского страхового общества, член совета Петербургского международного коммерческого банка и др. Его общественно-художественная деятельность выражалась в постоянном участии в делах общества поощрения художеств, и комиссиях, учреждаемых для организации художественных начинаний. М.П. Боткин был одним из виднейших коллекционеров и меценатов своего времени. Его дом на Васильевском острове стал подлинным музеем. Из итальянских путешествий 1858-1863 Боткин привёз в Петербург ценные памятники ренессансного и античного искусства. Особенно выдающимся было собрание ваз и терракот. Он владел уникальной коллекцией произведений прикладного искусства: античного, византийского, древнерусского, готического и ренессансного. Она могла конкурировать с лучшими частными собраниями Европы. Михаил Петрович в течение примерно 50 лет собирал предметы художественной старины. Подолгу живя за границей, в особенности в Италии, во время своих многочисленных путешествий по Европе и миру он приобрел немало сокровищ. Были в собрании и редкие картины старинных мастеров: Пентуриккио, Боттичелли, Андреа Мантенья. В 1920 году художественные собрания М.П. Боткина поступили в Государственный Эрмитаж. М.П. Боткин умер в Санкт-Петербурге 22 января (4 февраля) 1914 года, оставшись в памяти знакомых профессиональным художником, знающим коллекционером и выдающимся общественным деятелем. Могила М.П. Боткина на Новодевичьем кладбище Петербурга находится на 9-й дорожке, рядом с его братом - знаменитым врачом-терапевтом С.П. Боткиным (1832-1889).
Брат Василия и Сергея Боткина — академик исторической живописи, родился в Москве в 1839 году; первоначальное воспитание получил дома и затем в гимназии. В 1856 г. поступил в Академию художеств и занимался живописью под руководством проф. Завьялова и Ф. Бруни. В 1858 году вышел из Академии и отправился за границу и жил в течение нескольких лет в Германии, Франции и, главным образом, в Италии. Возвратившись в 1863 г. из-за границы, М.П.Боткин. выставил в Академии две картины: "Вакханка с тамбурином" и "Плач на реках Вавилонских", за которые совет Академии присудил ему звание академика. Из числа его исторических картин обращают на себя внимание: "Жены, смотрящие на Голгофу", "Скорбящая Богоматерь" (Mater Dolorosa), "Вечер в монастыре св. Франциска в Ассирии", "Возвращение с Голгофы", "Беседа Христа на горе Элеонской", "Богоматерь, идущая с Голгофы", "Погребение мученика". Кроме исторической живописи М.П.Боткин. много занимался также и жанром. Из жанровых его картин упомянем: "Pepina", "Отец Алиберти", "Поступившая в монастырь" (Noviziata), "Похороны первых христиан в Риме", "Вечерня в Ассизи", "Концерт для выздоравливающей", "Старообрядческий начетчик", "Этюд с острова Искии", "Этюд головки", "В горе", "Слепая", "Старик" (этюд с натуры), "Старообрядец", "Антикварий", "Древняя гончарная мастерская", "Портрет С. П. Постникова", "Монахини". Кроме того, М.П.Боткин писал много характерных голов и экспрессивных фигур. В 1879 г. М.П.Боткин был избран членом совета Академии художеств; в этом звании он состоит и поныне. Преданный искусству, М.П.Боткин посвящает много времени на общественно-художественную деятельность, постоянно участвуя в делах общества поощрения художеств, в различных комиссиях и проч. В этом отношении заслуживает особенного сочувствия его деятельность в качестве распорядителя художественными отделами на Всероссийской промышленной выставке в Москве 1882 г. и деятельное его участие в устройстве русского отдела на международной промышленной выставке в Копенгагене 1888 года. В 1882 г. М.П.Боткин был назначен членом в особую временную комиссию при министерстве Двора по реставрации придворного Благовещенского собора в Москве. В 1888 г. избран членом Императорской. археологической комиссии. Кроме того, М.П.Боткин с 1869 г. состоит членом Германского археологического института в Риме. Помимо живописи, М.П.Боткин много занимается гравированием крепкой водкой (еau-forte). Во время своих многолетних путешествий, благодаря постоянным археологическим занятиям, М.П.Боткин составил себе чрезвычайно замечательный музей памятников искусства и предметов художественной промышленности. В его музее находятся замечательные майолики, бронзы, резные произведения из дерева эпохи итальянского Возрождения. Кроме того, ему принадлежит большинство этюдов и эскизов Иванова. В 1880 г. М.П.Боткин издал книгу: "Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка" — труд чрезвычайно важный для истории русского искусства. В исторических картинах М.П.Боткин обращает на себя внимание прекрасная композиция и экспрессивность фигур и лиц. М.П.Боткин считается также одним из лучших наших рисовальщиков.