• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Николай Андреевич Тырса
Россия 1887−1942
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в с. Аралых, Эриванская губ. (ныне Аралык, Турция). Умер в Вологде. Станковист и иллюстратор. Работал также в области декоративно-прикладного искусства (стекло).

Сын офицера Кубанского казачьего войска. Учился в Академии художеств (1905—1909, с перерывами); в школе Е. Н. Званцевой (1907— 1910) у Л. С. Бакста; в офортной мастерской В. В. Матэ. Преподавал в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица (до 1922 г.), в Петроградских государственных свободных художественных мастерских (1918—1922), во ВХУТЕИНе — Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1923—1936), в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (1924—1942). Член художественных обществ: «Союз молодежи», «Левое объединение», «4 искусства». В 1939— 1942 гг. участвовал в выпуске плакатов «Боевой карандаш» в Ленинграде.

В 1940−41 гг. занялся еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий — графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла.

Сын офицера Кубанского казачьего войска, Н. А. Тырса обучался с перерывами на архитектурном отделении АХ (1905−09) и в художественной школе Е. Н. Званцевой (1907−10). Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 г., представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.

В молодости Тырса отдал несколько лет изучению древнерусского искусства — копируя фрески и участвуя в их реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских особняков.

В 1920-х гг. внимание художника было сосредоточено на графике. В станковой графике — многочисленных рисунках и акварелях с натуры — он оттачивал свое мастерство. Графика промышленная была для него прежде всего средством заработка, но и над нею он трудился с увлеченностью.

В графику книжную Тырса вошел еще в 1921 г., оформив «Комедию о царе Максимилиане», а иллюстрации к «Козлику» (1923) положили начало работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг, среди которых выделялись «Осада дворца» В. А. Каверина, «Республика ШКИД» Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, «Снежная книга» В. В. Бианки, «Военные кони» Н. С. Тихонова, «Детство» М. Горького; чаще же всего он обращался к книгам Б. С. Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.

В 1920-х гг. он начал преподавать рисунок и акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников. С середины 1920-х гг. Тырса больше внимания уделял акварели, как бы подготавливая себе переход к масляной живописи в 1930-х гг.

Его картины — пейзажи, натюрморты, интерьеры, изображения обнаженных моделей — вырастали из натурных этюдов и, в отличие от иллюстраций, носили созерцательный характер, но они заряжены восторгом перед богатством и красочностью мира и увлекают темпераментностью воплощения этого мира на холсте.

В те же годы для него самостоятельный интерес приобрела литография, которую раньше он использовал лишь в иллюстрациях. Идея распространения высокохудожественных массовых картинок увлекла его и подвигла на создание отличных многокрасочных эстампов (в том числе знаменитого «Букета», 1939), а неутомимость ума подтолкнула к изобретению совершенно новой техники «размывки тушью по камню», небывало расширившей возможности литографии. В детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к «Пиковой даме» А. С. Пушкина (1936), «Анне Карениной» Л. Н. Толстого (1939) и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1940). В 1940−41 гг. он занялся еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий — графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла. Большая персональная выставка Тырсы открылась 15 июня 1941 г., но продлилась лишь неделю — началась война. 29 января 1942 г. его, обессиленного блокадной зимой, эвакуировали из Ленинграда, но было уже слишком поздно.

Читать дальше

Лента
Николай Андреевич Тырса. В.И. Ленин
30 000 ₽
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Работы художника
всего 6 работ · 1 в продаже
Эскиз оформления
0
Эскиз оформления
1918, 29×20 см
Два горшка с цветами
0
Два горшка с цветами
1930, 44×53 см
Обнаженная
0
Обнаженная
33×22 см
Сеятель
0
Сеятель
1918, 12×27 см
Обнаженная натура
0
Обнаженная натура
1937, 51×62 см
В.И. Ленин
30 000 ₽
0
В.И. Ленин
1939, 24 см
Посмотреть все 6 работ художника