Регистрация
Николай Андреевич Тырса
Николай
 Андреевич Тырса
Россия 1887−1942
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Родился в с. Аралых, Эриванская губ. (ныне Аралык, Турция). Умер в Вологде. Станковист и иллюстратор. Работал также в области декоративно-прикладного искусства (стекло).

Сын офицера Кубанского казачьего войска. Учился в Академии художеств (1905—1909, с перерывами); в школе Е. Н. Званцевой (1907— 1910) у Л. С. Бакста; в офортной мастерской В. В. Матэ. Преподавал в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица (до 1922 г.), в Петроградских государственных свободных художественных мастерских (1918—1922), во ВХУТЕИНе — Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1923—1936), в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (1924—1942). Член художественных обществ: «Союз молодежи», «Левое объединение», «4 искусства». В 1939— 1942 гг. участвовал в выпуске плакатов «Боевой карандаш» в Ленинграде.

В 1940−41 гг. занялся еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий — графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла.

Сын офицера Кубанского казачьего войска, Н. А. Тырса обучался с перерывами на архитектурном отделении АХ (1905−09) и в художественной школе Е. Н. Званцевой (1907−10). Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 г., представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.

В молодости Тырса отдал несколько лет изучению древнерусского искусства — копируя фрески и участвуя в их реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских особняков.

В 1920-х гг. внимание художника было сосредоточено на графике. В станковой графике — многочисленных рисунках и акварелях с натуры — он оттачивал свое мастерство. Графика промышленная была для него прежде всего средством заработка, но и над нею он трудился с увлеченностью.

В графику книжную Тырса вошел еще в 1921 г., оформив «Комедию о царе Максимилиане», а иллюстрации к «Козлику» (1923) положили начало работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг, среди которых выделялись «Осада дворца» В. А. Каверина, «Республика ШКИД» Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, «Снежная книга» В. В. Бианки, «Военные кони» Н. С. Тихонова, «Детство» М. Горького; чаще же всего он обращался к книгам Б. С. Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.

В 1920-х гг. он начал преподавать рисунок и акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников. С середины 1920-х гг. Тырса больше внимания уделял акварели, как бы подготавливая себе переход к масляной живописи в 1930-х гг.

Его картины — пейзажи, натюрморты, интерьеры, изображения обнаженных моделей — вырастали из натурных этюдов и, в отличие от иллюстраций, носили созерцательный характер, но они заряжены восторгом перед богатством и красочностью мира и увлекают темпераментностью воплощения этого мира на холсте.

В те же годы для него самостоятельный интерес приобрела литография, которую раньше он использовал лишь в иллюстрациях. Идея распространения высокохудожественных массовых картинок увлекла его и подвигла на создание отличных многокрасочных эстампов (в том числе знаменитого «Букета», 1939), а неутомимость ума подтолкнула к изобретению совершенно новой техники «размывки тушью по камню», небывало расширившей возможности литографии. В детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к «Пиковой даме» А. С. Пушкина (1936), «Анне Карениной» Л. Н. Толстого (1939) и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1940). В 1940−41 гг. он занялся еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий — графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла. Большая персональная выставка Тырсы открылась 15 июня 1941 г., но продлилась лишь неделю — началась война. 29 января 1942 г. его, обессиленного блокадной зимой, эвакуировали из Ленинграда, но было уже слишком поздно.

Читать дальше
Работы понравились

Лента
Николай Андреевич Тырса. Женский портрет
Женский портрет
Николай Андреевич Тырса
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Вся лента
Работы художника
всего 7 работ
Николай Андреевич Тырса. Эскиз оформления
0
Эскиз оформления
1918, 29×20 см
Николай Андреевич Тырса. Два горшка с цветами
0
Два горшка с цветами
1930, 44×53 см
Николай Андреевич Тырса. Обнаженная
0
Обнаженная
33×22 см
Николай Андреевич Тырса. Сеятель
0
Сеятель
1918, 12×27 см
Николай Андреевич Тырса. Обнаженная натура
0
Обнаженная натура
1937, 51×62 см
Николай Андреевич Тырса. Любовники
1
Любовники
Николай Андреевич Тырса. Женский портрет
0
Женский портрет
Посмотреть все 7 работ художника
HELP