Регистрация
Василий Михайлович Звонцов
Василий Михайлович Звонцов
Василий
 Михайлович Звонцов
Россия 1917−1994
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Дипломная работа в ВАХ — серия эстампов «По дорогам войны», оценка — отлично. Обучение проходило на графическом факультете (мастерская С.В. Приселкова). Присвоено звание художника-графика. (Д.р. по списку ВАХ 1917−04−18)

График, автор теоретических исследований, педагог. Заслуженный художник РСФСР (1978), народный художник РСФСР (1983). Участник Великой Отечественной войны. Учился в ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1946−1952), где позже преподавал на факультете графики (1953−1971). Работал в области печатной и станковой графики, особую известность получили работы художника, посвященные Пушкинскому заповеднику в Михайловском.

Василий Михайлович Звонцов родился 13 апреля 1917 г. в деревне Вахонькино Кадуйского района Вологодской губернии в семье сельских учителей. Отец немного играл на скрипке и рисовал, в доме была хорошая библиотека. «Среди репродукций, которые собирал мой отец — сельский учитель и художник-самоучка, — меня особенно поразили картины Левитана, Саврасова, Шишкина, Васильева, а домоткановские пейзажи Серова меня просто околдовали», — так вспоминал художник о своем деревенском детстве. В 1924 г. семья переезжает в Череповец — маленький и тихий в то время провинциальный городок, чтобы дать возможность детям продолжить образование. Здесь начинаются систематические занятия рисованием Василия Звонцова под руководством А. А. Алексеевой, в прошлом выпускницы ВХУТЕИНа. Дорога в жизни была выбрана.

В 1935 г., когда семья переехала в Ленинград, он поступает в Ленинградское художественное училище (ныне имени В.А.Серова). Среди преподавателей, оказавших особое влияние на будущего художника, был А. А. Громов — прекрасный рисовальщик и офортист. «Именно Громов первым рассказал нам об офорте, — вспоминал впоследствии Звонцов, — показал оригиналы. С тех пор я задумал непременно стать офортистом». В 1939 г. Звонцов становится студентом Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, но уже осенью призывается на военную службу. Когда срок службы подходил к концу, началась Великая Отечественная война. Все годы войны он был в действующей армии, служил в пехоте, начал как командир взвода, закончил старшим помощником начальника оперативного отдела штаба армии. Победу встретил в Берлине в звании подполковника, кавалером пяти боевых орденов.

Звонцов мало рисовал на фронте, да и немногочисленные пейзажные наброски, портреты однополчан, зарисовки фронтового быта погибли в 1944 г. при артобстреле. К изображению событий Великой Отечественной войны художник обратился много позднее в серии «По дорогам войны», которой как дипломной работой заканчивал институт в 1952 г., и в 1985 г. в триптихе «На старых окопах». Но помнил о ней всегда, особенно своих однополчан. С теплотой и болью вспоминал о подарке — репродукции рисунка Леонардо да Винчи, которую привез ему из Москвы начальник артиллерии полка Всеволод Шишкин. Погиб капитан Шишкин под Даугавпилсом.

В 1946 г. Звонцов был демобилизован и восстановлен на первом курсе факультета живописи ленинградского Института имени И. Е. Репина, затем перешел на вновь организованный факультет графики (1948). Его учителями были прославленные отечественные мастера К. И. Рудаков, А. Ф. Пахомов, Л. Ф. Овсянников и Г. Д. Епифанов, дело которых он продолжил не только в творческой работе, но и в педагогической деятельности. С 1953 г. в течение восемнадцати лет Василий Михайлович преподавал на факультете графики Института им. И. Е. Репина.

Многие годы Звонцов работал в технике офорта, которую любил и знал досконально. Он владел всеми известными манерами этой графической техники, в том числе и редкими, «забытыми». Художника привлекала органическая связь травленого штриха с бумагой, меткость и подвижность офортной иглы, поэтому он предпочитал классический офорт и гравирование сухой иглой. В этих техниках Звонцовым выполнены многочисленные серии пейзажей, посвященные пушкинским местам, в частности Пушкинскому заповеднику в Михайловском. Здесь художник работал около тридцати лет. «В его листах, посвященных Пушкинскому заповеднику, — пишет его другпоэт Михаил Дудин, — звучит вечная музыка этих волнистых просторов земли, этих березовых и сосновых перелесков, разбегающихся во все концы лета, заглядывающих на бегу в тишайшие зеркала озер, как в глаза бессмертной любви и страсти». Удивительно, но черно-белые произведения графика действительно рождают ощущение цветности. В пушкинских работах Звонцова нет мемориальности, и это — не иллюстрации к стихам поэта. Художнику удалось почувствовать в пейзаже этого края особую лирическую нотку. Он предложил зрителю увидеть в природе Михайловского присущее только ей «очей очарованье», которое вдохновляло и питало поэтический гений Пушкина.

Из всего многообразия жанров Звонцову ближе всего пейзаж. Пристрастие к родной северной природе объяснимо и понятно, оно зиждется на воспоминаниях детства и юности. Война же научила ценить хрупкость и неповторимую красоту окружающегомира и мира природы, в частности. По словам самого художника, «настоящий пейзаж вызывает чувства куда более тонкие, представленияболее значительные и развивает в людях способность замечать и ценить прекрасное». Исходя из этого, можно понять, почему такимглубоким философским смыслом наполняет он пейзажный образ. И как большой мастер и профессионал, Звонцов особое внимание уделял технической стороне своих произведений. Он виртуозно владел карандашом, углем, китайской тушью.

Его привязанность и любовь к графическим техникам вылилась в глубокое знание этого богатейшего материала, которое в конечном итоге нашло выражение в учебнике «Офорт», выпущенном в соавторстве с В. И. Шистко. Василий Михайлович является автором книги «Основы понимания графики», ряда статей об этом виде изобразительного искусства и о выдающихся современных графиках. Заслуги В. М. Звонцова были отмечены присвоением ему звания заслуженного художника РСФСР в 1978 г. и затем народного художника РСФСР в 1983 г.

Труды В. М. Звонцова:

Техника офорта. — Л., 1959.

Основы понимания графики. — М., 1971.

Наследие Д. И. Митрохина // Искусство. — 1974. — № 8. — С. 33−38.

О культуре экспонирования // Творчество. — 1975. — № 11. — С. 13−14.

Литература:

1.Подвиг века. Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. — Л., 1969. — С. 237−238.

2.Василий Михайлович Звонцов. Графика. Альбом / Автор вступ. статьи М. А. Дудин. — Л., 1983.

3.Биобиблиографический словарь. Художники народов СССР. — Т. 4. — Кн. 1. — М., 1983. — С. 272−273.

4.Василий Михайлович Звонцов. Выставка произведений. Каталог. — Л., 1987.

5.А у нас, в Михайловском, или Домашняя история Пушкинского заповедника в письмах Семена Степановича Гейченко Василию Михайловичу Звонцову. — Псков, 2002.

Источник: Л. Г. Соснина. Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». — 

Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — 568 с. — ISBN 5−87822−271-X

Читать дальше

HELP