войти
опубликовать

Василий
Михайлович Звонцов

Россия • 1917−1994

Светский художник-график, офортист, педагог, автор теоретических исследований.
Заслуженный художник РСФСР (1978), народный художник РСФСР (1983). Член Союза художников СССР (1952).
Выдающийся офортист, мастер русского лирического пейзажа в графике.
Родился 13 апреля 1917 года в деревне Вахонькино Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Кадуйский район Вологодской области) в семье сельского учителя Михаила Логиновича Звонцова. Систематические занятия Василия Звонцова рисованием начинаются в Череповце под руководством А. А. Алексеевой, в прошлом выпускницы ВХУТЕИНа. В 1935 году он поступает в Ленинградское художественное училище, где учился живописи у М.А. Асламазян и В.М. Орешникова, рисунку у С.А. Бутлера, А.А. Громова, В.Н. Левитского (1935 – 1939). Особое влияние на будущего художника оказал преподававший в училище рисовальщик и офортист Александр Громов. «Именно Громов первым рассказал нам об офорте… С тех пор я задумал непременно стать офортистом», — вспоминал Звонцов. В 1939 году он поступил на факультет живописи в ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, но вскоре был призван в действующую армию. В том же 1942 стал членом КПСС. Участник Великой Отечественной войны. Прошёл всю войну (закончил её в звании подполковника, кавалером пяти боевых орденов и шестью медалями) с одной контузией, двумя ранениями. В 1946 году демобилизовался и восстановился в институте на первом курсе, вскоре перейдя на факультет графики (1948). Его учителями были такие мастера, как: К. И. Рудаков, А. Ф. Пахомов, М. Т. Платунова, Л. Ф. Овсянников и Г. Д. Епифанов. За год до окончания института избран секретарём Василеостровского райкома партии Ленинграда (1951 – 1955). Окончив Институт им. И. Е. Репина в 1952 году, защитил диплом серией графических работ “По дорогам войны”, оценка - отлично, В. И. Звонцов остался преподавать на факультете графики (1953—1971). Его ученики В. Шистко, М. Брусиловский, М. Майофис, Г. Врабие, К. Претро, В. Алексеев, Т. Соловьёва-Домашенко, Е. Звонцова, В. Хвостов, В. Курочкин и многие другие. На основе опыта преподавания был издан учебник по офорту, написанный в 1971 г. вместе с В. И. Шистко. Дважды изданный в России, учебник переведен на иностранные языки, что говорит о его популярности. 1970 - 1974 гг. связаны с работой главным редактором издательства “Аврора”. Никогда не прекращалась его творческая деятельность. Его графические листы были всегда украшением петербургских, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Звонцов был прекрасным книжным иллюстратором, и не удивительно, что большинство проиллюстрированных и оформленных им книг составляют сборники стихов. Владея ясным образ­ным как графическим, так и литературным языком, художник безошибочно угадывал суть произведений писателя или поэта, чутко улавливал их тональность, находил выразительные средства, как нельзя лучше отвечающие смысловому значению и эмоциональному состоянию. И хотя книжная графика не занимала в творчестве мастера ведущего положения, книги М. Пришвина, В. Биан­ки, В. Соколова-Микитова, М. Дудина и других авторов с рисунками Звонцова составили особый ряд изданий, где слово и линия звучат в своей единой только им присущей тональности. Персональные выставки работ В. М. Звонцова экспонировались во многих городах России, в том числе и в Пушкинских горах, где он постоянно работал, приезжая для этого из Ленинграда по несколько раз в год. Работал в области эстампа и станковой графики (карандаш, уголь, китайская тушь). Особое внимание уделял технической стороне своих произведений. Владея всеми известными приёмами офорта. Много сделал в этой технике. Любил игловой офорт и гравирование сухой иглой. Из всех жанров предпочитал пейзаж. Известна серия его офортов, посвящённых Пушкинскому заповеднику в Михайловском. По словам художника, «настоящий пейзаж вызывает чувства куда более тонкие, представления более значительные и развивает в людях способность замечать и ценить прекрасное». Как писал поэт и друг художника Михаил Дудин: «В его листах, посвященных Пушкинскому заповеднику, звучит вечная музыка этих волнистых просторов земли, этих березовых и сосновых перелесков, разбегающихся во все концы лета, заглядывающих на бегу в тишайшие зеркала озер, как в глаза бессмертной любви и страсти». Василий Звонцов автор ряда книг и нескольких статей об офорте и о выдающихся современных графиках. Огромный натурный материал, постоянно обновляющийся, позволил ему свободно осуществлять творческие замыслы в любимых им графических техниках - офорте, китайской туши, в карандашном и угольном рисунке. Удивительно тонкие и лиричные работы В. М. Звонцова находятся в различных музейных и частных коллекциях России и зарубежья. Весь творческий путь художника - это постоянное стремление к совершенству, неудовлетворенность созданным. Он всегда думал, что лучшее произведение еще впереди. Был членом правления Союза художников СССР, Союза художников РСФСР. В 1981 г. стал секретарем правления Союза художников РСФСР. Жена – художник-живописец Мария Рудницкая. Работы находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург); Коллекция современного искусства ЦВЗ Манеж (Санкт-Петербург); Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков; Отдел эстампов Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург); фонд Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское», и в других различных музейных и частных коллекциях России и зарубежья. Умер 20 ноября 1994 году в Санкт-Петербурге.

Перейти к биографии