Регистрация
Ростислав Николаевич Барто
Россия 1902−1974
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в Москве, с детства увлекался изобразительным искусством и музыкой. В 1922 году поступил во ВХУТЕМАС, оказавшись студентом прославленного мастера Александра Шевченко. Встреча с учителем стала решающей для творчества Барто. Их сближало многое: позитивное мировосприятие, упорство в работе, сходное понимание роли искусства. Пристрастие к недавней французской живописи, любовь к романтике, преклонение перед Востоком. В конце 1920-х годов А. Шевченко передал другу-ученику свою увлеченность техникой монотипии, которая со временем стала главной в искусстве Ростислава Барто. Тогда в 1920—1930-х выставки с участием молодого автора следовали одна за другой: «Цех живописцев», «Бытие», ОМХ (Общество московских художников); московские показы перемежались с зарубежными. Живопись Барто оказалась заметна на выставках, но быть в те годы замеченным критикой означало оказаться в двусмысленном положении. Постепенно Барто уходит от живописи маслом и темперой и сосредотачивается на станковой графике, прежде всего — на монотипии, которую известная художница Е. Кругликова называла «живописью в манере эстампа». Его работы, начиная уже с предвоенных лет, совершенно свободны от подражания Шевченко. В каждой вещи теперь чувствуется почерк Мастера, индивидуальная творческая система. Новый взлет искусства Ростислава Барто приходится на начало 1960-х. Последние полтора десятилетия его жизни — это царство монотипии в техническом смысле и царство природы — в сюжетном. Натурные штудии сменялись импровизациями, подготовительные листы сопровождали почти каждую монотипию; монотипии складывались в серии, а серии сменяли одна другую. Трудоспособность художника была фантастической: иногда в день он выполнял свыше десятка оттисков, причем они никогда не бывали «случайно красивыми» — предсказуемость результата была для Барто твердым правилом. Другое правило — непременный романтический подъем, душевное волнение в процессе работы. «Жизнь может и не быть выразительной, — писал художник, — но искусство обязано быть выразительным! В этом его правда!».

Барто Р.Н. родился в Москве в 1902 г. После окончания Московского реального училища в 1922 г. поступает на графическое отделение московского ВХУТЕМАСа, где занимается в классах В. Фаворского, И. Нивинского и П.Павлинова. В 1926 г. переводится на живописное отделение в класс А. Шевченко и в 1929 г. завершает образование. Еще в студенческие годы Барто вступает в художественное объединение «Цех живописцев» и участвует в выставках группы. В 1929 г. Барто принят в члены ОСТа и участвует во многих зарубежных выставках в Стокгольме, Берлине, Вене, где чаще всего его работы приобретаются музеями и коллекционерами.

С конца 1929 г. увлекся экспериментами в новой области — монотипии, интересные возможности которой ему открыл А. В. Шевченко. И так преуспел в артистизме исполнения, что пятнадцать ранних листов поступили в гравюрный кабинет Музея изящных искусств. В конце 20-х гг. он совместно с А. Шевченко путешествует по Кавказу, где принимает наивную механику примитива и композиционную знаковость искусства Востока, что найдет отражение в его живописных работах. По впечатлениям — десятки картин маслом, темперой, монотипии.

В 1930—1933 гг. — пик успеха: более сорока раз участвовал в выставках, из них около тридцати — за границей.

В 1933 г. в Музее изящных искусств подготовлена первая персональная выставка, но после резкой критики («за формализм») она была закрыта и до 1938 г. Барто участвует в зарубежных выставках в Европе, Америке, Китае.

Художник работает во многих техниках: масло, акварель, цветная гравюра на металле, монотипия, уголь, темпера, пастель и др. Язык пластики Барто сродни музыке, которую он так знает и любит.

В военное время Барто участвует в выставках «Пейзажи нашей Родины», «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны» и др.

В послевоенное время он пишет несколько пейзажных циклов, много работает в темперной живописи и монотипии, создает циклы анималистических работ, портретов.

В 1956 г. состоялась последняя при жизни художника персональная выставка.

В 1974 г. Барто ушел из жизни.

В 1978 г. состоялась персональная (к сожалению, посмертная) выставка в выставочном зале на Беговой. При жизни художник принял участие в 101 выставке (в основном, за рубежом).

Читать дальше
Работы понравились
Татьяна Любичева

Лента
Ростислав Николаевич Барто. Водяные лилоии
Ростислав Николаевич Барто. Портрет монголки
Ростислав Николаевич Барто. Читающий журнал
Ростислав Николаевич Барто. Дагестан.Горная дорога
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Ростислав Николаевич Барто. Весна
Ростислав Николаевич Барто. У колодца
Ростислав Николаевич Барто. Женский портрет
Вся лента
Работы художника
всего 8 работ
Ростислав Николаевич Барто. Восточная девушка
0
Восточная девушка
1953, 36×46 см
Ростислав Николаевич Барто. Женский портрет
1
Женский портрет
Ростислав Николаевич Барто. У колодца
0
У колодца
Ростислав Николаевич Барто. Весна
1
Весна
Ростислав Николаевич Барто. Дагестан.Горная дорога
0
Дагестан.Горная дорога
Ростислав Николаевич Барто. Читающий журнал
0
Читающий журнал
Ростислав Николаевич Барто. Портрет монголки
0
Портрет монголки
Ростислав Николаевич Барто. Водяные лилоии
0
Водяные лилоии
Посмотреть все 8 работ художника
HELP