Регистрация
Михаил Осипович Микешин
Михаил
 Осипович Микешин
Россия 1835−1896
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

Родившийся в селе Максимовке Рославльского уезда Смоленской губернии будущий академик скульптуры десятилетним мальчиком был определен в ученики местного иконописца.

В шестнадцать лет Миша Микешин поступает в Академию художеств, где осваивает батальную живопись под руководством профессора В. П. Виллевальде. Его успехи в Академии очевидны. Он последовательно получает все ученические медали. Его работы столь профессиональны, что одну из них, изображавшую конных гренадер, покупает император Николай I, а по заказу великой княгини Марии Николаевны М. Микешин пишет шесть холстов с изображением повседневной жизни донских казаков. В 1858 году молодой живописец оканчивает Академию с большой золотой медалью, званием классного художника и правом на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу. Однако вместо пенсионерской поездки за казенный счет в Европу фактически не имевший опыта самостоятельной работы М. О. Микешин включается в конкурсную работу по проектированию Памятника тысячелетия России, который должен быть установлен в Великом Новгороде. В отечественном изобразительном искусстве стало на одного молодого живописца меньше, зато стало больше на одного замечательного скульптора. Проект М. О. Микешина победил среди 53 представленных работ. В последовавшей далее серии замечательных проектов памятников как в России, так и в Португалии, Франции, Сербии состоявшийся скульптор прославил свое имя и русское искусство.

Родился в деревне Платоново близ Рославля (Смоленская губерния) 9 (21) февраля 1835 в семье чиновника. Академии Художеств изучал батальную живопись под руководством Б. Виллевальде и получил медали: в 1852 г. — 2 серебряную за картину «Конные солдаты»; в 1854 г. — 1 серебряную; в 1855 г. — 2 золотую за программу «Сражениепри Баш-Кадык-Ларе»; в 1858 г. большую золотую медаль за картину: «Въезд Тилли в Магдебург»; тогда же дано звание классного художника. В 1859 г. был объявлен конкурс на сочинение проектов памятника тысячелетия России в Новгороде; представленный Микешиным проект был признан лучшим и принят к исполнению. Ему пришлось изучить скульптурную технику (под руководством И. Шредера), чтобы руководить работами специалистов, приглашенных для осуществления его проекта, и самому участвовать в их работах. Памятник тысячелетия России создал Микешину репутацию выдающегося русского ваятеля. Со временем его открытия Микешин, почти совершенно отказавшись от живописи, участвовал с большим успехом во многих конкурсах по монументальной скульптуре. Им сочинены проекты памятников: императрице Екатерине II (поставлен в 1873 г. на площади Александринского театра, модели — в музее Александра III и в Камероновской галерее Большого Царскосельского дворца); португальскому королю Педро IV в Лиссабоне; сербскому князю Михаилу Обреновичу и Черному Георгию; адмиралу Грейгу, «победам черноморского флота» и матросу Шевченке — в Николаеве; адмиралам Корнилову, Нахимову и Истомину - в Севастополе; Богдану Хмельницкому — в Киеве; императору Александру II - в Ростове-на-Дону; Ермаку - в Новочеркасске; императрице Екатерине II — в Екатеринодаре; Минину - в Нижнем Новгороде и многие другие. Он изготовил массивные, украшенные скульптурой двери усыпальницы князя Пожарского, в Суздале и исполнял фигуры для носовых частей различных судов. В 1869 г. получил звание академика. Пользовался известностью и как иллюстратор литературных произведений, и, в молодости, как остроумный карикатурист. Особенно выдаются его иллюстрации к «Вию» Гоголя и к «Кобзарю» Шевченко. В журнале «Пчела» и других изданиях появилось несколько его статей и воспоминаний. Скульптурные композиции Микешина свидетельствуют о живости и находчивости фантазии, о понимании условий живописности и вообще о значительности его дарования, но грешат погоней за эффектностью, недостаток гармонии между частями, торопливостью работы и слабой, полу дилетантской техникой. — Ср. «Русская Старина», 1873, т. VIII; Ф. Булгаков «Наши художники» (Санкт-Петербург, 1889).

Художник много работал как карикатурист и иллюстратор (оформив, в частности, произведения Гоголя, Н. А. Некрасова, Пушкина, Т.Г.Шевченко). В 1876—1878 издавал умеренно-либеральный журнал «Пчела», помещая там свою графику и литературные очерки и воспоминания. Умер Микешин в Петербурге 19 (31) января 1896.

Читать дальше

Работы художника
всего 1 работа
Михаил Осипович Микешин. Пленение Марины Мнишек
0
Пленение Марины Мнишек
1860, 35×21 см
Посмотреть все 1 работу художника
HELP