войти
опубликовать

Михаил
Осипович Микешин

Россия • 1835−1896

Родившийся в селе Максимовке Рославльского уезда Смоленской губернии будущий академик скульптуры десятилетним мальчиком был определен в ученики местного иконописца.

В шестнадцать лет Миша Микешин поступает в Академию художеств, где осваивает батальную живопись под руководством профессора В.П. Виллевальде. Его успехи в Академии очевидны. Он последовательно получает все ученические медали. Его работы столь профессиональны, что одну из них, изображавшую конных гренадер, покупает император Николай I, а по заказу великой княгини Марии Николаевны М. Микешин пишет шесть холстов с изображением повседневной жизни донских казаков. В 1858 году молодой живописец оканчивает Академию с большой золотой медалью, званием классного художника и правом на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу. Однако вместо пенсионерской поездки за казенный счет в Европу фактически не имевший опыта самостоятельной работы М.О. Микешин включается в конкурсную работу по проектированию Памятника тысячелетия России, который должен быть установлен в Великом Новгороде. В отечественном изобразительном искусстве стало на одного молодого живописца меньше, зато стало больше на одного замечательного скульптора. Проект М.О. Микешина победил среди 53 представленных работ. В последовавшей далее серии замечательных проектов памятников как в России, так и в Португалии, Франции, Сербии состоявшийся скульптор прославил свое имя и русское искусство.

Родился в деревне Платоново близ Рославля (Смоленская губерния) 9 (21) февраля 1835 в семье чиновника. Академии Художеств изучал батальную живопись под руководством Б. Виллевальде и получил медали: в 1852 г. - 2 серебряную за картину "Конные солдаты"; в 1854 г. - 1 серебряную; в 1855 г. - 2 золотую за программу "Сражениепри Баш-Кадык-Ларе"; в 1858 г. большую золотую медаль за картину: "Въезд Тилли в Магдебург"; тогда же дано звание классного художника. В 1859 г. был объявлен конкурс на сочинение проектов памятника тысячелетия России в Новгороде; представленный Микешиным проект был признан лучшим и принят к исполнению. Ему пришлось изучить скульптурную технику (под руководством И. Шредера ), чтобы руководить работами специалистов, приглашенных для осуществления его проекта, и самому участвовать в их работах. Памятник тысячелетия России создал Микешину репутацию выдающегося русского ваятеля. Со временем его открытия Микешин, почти совершенно отказавшись от живописи, участвовал с большим успехом во многих конкурсах по монументальной скульптуре. Им сочинены проекты памятников: императрице Екатерине II (поставлен в 1873 г. на площади Александринского театра, модели - в музее Александра III и в Камероновской галерее Большого Царскосельского дворца); португальскому королю Педро IV в Лиссабоне; сербскому князю Михаилу Обреновичу и Черному Георгию; адмиралу Грейгу , "победам черноморского флота" и матросу Шевченке - в Николаеве; адмиралам Корнилову , Нахимову и Истомину - в Севастополе; Богдану Хмельницкому - в Киеве; императору Александру II - в Ростове-на-Дону; Ермаку - в Новочеркасске; императрице Екатерине II - в Екатеринодаре; Минину - в Нижнем Новгороде и многие другие. Он изготовил массивные, украшенные скульптурой двери усыпальницы князя Пожарского, в Суздале и исполнял фигуры для носовых частей различных судов. В 1869 г. получил звание академика. Пользовался известностью и как иллюстратор литературных произведений, и, в молодости, как остроумный карикатурист. Особенно выдаются его иллюстрации к "Вию" Гоголя и к "Кобзарю" Шевченко . В журнале "Пчела" и других изданиях появилось несколько его статей и воспоминаний. Скульптурные композиции Микешина свидетельствуют о живости и находчивости фантазии, о понимании условий живописности и вообще о значительности его дарования, но грешат погоней за эффектностью, недостаток гармонии между частями, торопливостью работы и слабой, полу дилетантской техникой. - Ср. "Русская Старина", 1873, т. VIII; Ф. Булгаков "Наши художники" (Санкт-Петербург, 1889).

Художник много работал как карикатурист и иллюстратор (оформив, в частности, произведения Гоголя, Н.А.Некрасова, Пушкина, Т.Г.Шевченко). В 1876–1878 издавал умеренно-либеральный журнал «Пчела», помещая там свою графику и литературные очерки и воспоминания. Умер Микешин в Петербурге 19 (31) января 1896.

Перейти к биографии