• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Василий Семенович Садовников
Россия 1800−1879
Подписаться1             
Подписаться1             
Биография и информация
 

Самоучка из крепостных крестьян, принадлежал княгине Н. П. Голицыной — прообразу старой графини в «Пиковой даме» А. С. Пушкина. Вольную получил в 1838, после смерти княгини, уже будучи весьма известным художником. По некоторым данным, в Академии художеств всё-таки не учился, но звание свободного неклассного художника получил в том же 1838 году «Перспективный вид Академической лестницы с натуры».

Имя В. С. Садовникова занимает одно из центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы изображению Санкт-Петербурга. Он прожил долгую жизнь. И если ранние его акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М. Достоевского, Н. Г. Помяловского. Самая знаменитая работа художника, «Панорама Невского проспекта» (1830-е), известная в истории искусства как «Панорама Садовникова», первоначально было выполнена в акварели почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) — П. Иванов в 1835 г. Точность, с которой Садовников запечатлел главную улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что художник создал «самый похожий портрет… красавца Невского проспекта». В этой зрелой работе Садовникова проявились главные особенности его творчества. Точность, можно сказать, документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова — живой город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом. Жизнь столичного города художник наблюдал с детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину прообразом старой графини в «Пиковой даме», Садовников в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь в начале 1830-х гг., после смерти княгини. В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано. По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр, будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н. Воронихину, известному архитектору и академику перспективной живописи. Огромное значение для Садовникова имело его участие в 1823−27 гг. в раскрашивании литографированных видов Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу, оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем сыграли немаловажную роль в его судьбе. Так, К. П. Беггров в 1830-х гг. литографировал многие оригиналы Садовникова, живописец М. Н. Воробьев, руководивший совместно с А. Г. Венециановым работами по раскрашиванию литографий в ОПХ, в 1837 г. возглавлял в АХ перспективный класс для вольноприходящих, — именно в это время Садовников готовил свою программную работу на звание художника. Садовников был неплохим жанристом и мастером изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись: «Тамбов». Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими, например, пометками художника: «День был ясный, солнечный». На протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В 1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение. К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал свободнее, смелее, цвет — активнее. Отдельные листы отличаются излишне открытым цветом, почти пестротой. Вместе с тем мастерство художника заметно выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г. он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного альбома акварелей к 100-летнему юбилею А. Х. Скончался художник в почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском кладбище.

Читать дальше

Работы художника
всего 7 работ
Интерьер гостиной в доме князей Галицыных
0
Интерьер гостиной в доме князей Галицыных
1845, 40×27 см
Развод караула
0
Развод караула
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства
0
Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства
Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
0
Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
Вахт-парад Кавалергардского полка перед Зимним дворцом
0
Вахт-парад Кавалергардского полка перед Зимним дворцом
Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге
0
Вид Дворцовой площади и здания Главного штаба в Санкт-Петербурге
Николаевский зал
0
Николаевский зал
Посмотреть все 7 работ художника