войти
опубликовать

Андрей
Владимирович Дюков

Россия • родился в 1942

1953—1960 Учился в МСХШ. 1960—1966 Московский госуд. худож. институт им. В.И. Сурикова. Выставляется с 1967 года. Живописец, график, член Союза Художников России. В 2000 году удостоен Серебряной медали Академии Художеств России за серию произведений "Свет Вифлеемской звезды".

Окончил художественный институт им. В.И. Сурикова в 1966. Он учился на отделении теат­рально-декорационного искус­ства, возглавляемого М.М. Курилко. В 1969 Дю­ков стал членом МОСХа. С конца 1960-х он постоянно пу­тешествовал по городам и цен­трам древнерусского искусства России. Главным, опреде­ляющим началом работ худож­ника является цвет, напряжен­ный, глубокий и чистый; Дю­ков — колорист по призванию. Работы конца 1960-х — начала 1970-х — это пейзажи, портре­ты, натюрморты. Среди них можно назвать «НА РЕКЕ ТРУБЕ» (1969, музей Брян­ска), «АРМЯНСКИЕ ЖЕН­ЩИНЫ» (1968), «ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ» (1978, ГРМ), «КЕ­РОСИНОВАЯ ЛАМПА» (1977, ГТГ), «АВТОПОРТ­РЕТ» (1975, ГРМ), «ОСЕН­НЕЕ УТРО» (1975) и др. Жи­вописные полотна художника отличают неповторимая дина­мичность живописного строя, особая выразительность света и тени, часто встречающаяся открытость, непосредствен­ность почти детского воспри­ятия натуры и, с другой сторо­ны, изысканная тонкость цве­товых построений. Работы Дю­кова открыто жизнерадостны. С 1993 основное внимание Дю­ков сосредоточил на религиоз­ной теме. Впервые большой цикл акварелей «Свет Вифле­емской звезды» был представ­лен в Москве в галерее «Юни­он» в 1999; в 2000 последовала экспозиция больших живопис­ных полотен в галерее «Марс» (Москва) и сразу вслед за ней — в Милане (Италия) в цент­ральном выставочном зале Па­лаццо делла Стеллине. Эта вы­ставка проходила под покрови­тельством Папы Римского Иоанна Павла II, Кардинала Милана, Ордена братьев Фран­циска Ассизского, мэра Мила­на, мэра Москвы, Патриарха Московского и всея Руси Але­ксия II, Российской Академии художеств. За эту серию Дю­ков был награжден медалью Российской Академии худо­жеств. Серия называется «Вре­мен связующая нить»; она яв­ляется выражением непрерыв­ности художественных тради­ций, их продолжением во вре­мени. В изложении библейских сюжетов обращают на себя внимание непосредственность и простота, сочетающиеся с тайной озарения, высокой ду­ховностью.. Он свободен и неподражаем в тол­ковании и осмыслении библей­ских мотивов. Свои контакты с темой он выражает средствами экспрессивного, мощного жи­вописного языка, включает бо­гатый арсенал традиций XX в. Это свободная, энер­гичная, контрастная живопись. Композиции не каноничны, хо­тя многие из них имеют свои прообразы. Есть и часто повто­ряющиеся мотивы. Один из них — лестница, перекинутая с земли на небо. В «ЛЕСТВИЦЕ ИАКОВА» (1999, Московский музей современного искусст­ва) — это символ надежды на спасение, утверждение истин­ности связи небесного и зем­ного. Идея слияния двух ми­ров пронизывает также ком­позиции «БЕЛЫЙ АНГЕЛ» (1999), «ПЕРВАЯ ЗВЕЗДА» (1999), «ПРЕОБРАЖЕНИЕ» (1999) и многие другие. Рабо­ты серии свидетельствуют и о стремлении постичь проблему духовного преображения че­ловека, да и вообще всего ма­териального мира. Художни­ку одинаково дорого матери­альное и духовное, и он ищет путь их соединения. Сказать свое слово в живописи об этих проблемах, об одухотво­ренности материи он пытает­ся в таких полотнах, как «МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ» (1999), «СОФИЯ» (1999), «СОТВО­РЕНИЕ МИРА» (1999).

Персональные выставки про­изведений Дюкова постоянно проходили и проходят как в России, так и в странах Запад­ной Европы и в США. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, Московском Музее сов­ременного искусства, художе­ственных музеях Тулы, Брян­ска, Смоленска, Архангельска, в Германии в Музее П. Люд­вига в Кёльне, в частных кол­лекциях в России, Германии, Великобритании, США, Ита­лии, Бельгии, Швейцарии.

Перейти к биографии