Регистрация
Павел Дмитриевич Корин
Павел
 Дмитриевич Корин
Россия 1892−1967
Подписаться2                
Подписаться2                
Биография и информация
 

Сын крестьянина-иконописца из Палеха. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912−19) у К. А. Коровина и С. В. Малютина. Руководил реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1932−59). Участвовал в послевоенной реставрации картин Дрезденской галереи. В конце 1920−30-х работал над эпохальным полотном «Русь уходящая», многочисленные этюды к которому («Схимница», «Отец и сын» и др.) стали по сути духовным гимном уходящей, но не сломленной старой России. С к. 1930-х основная тема живописца — современник (в т.ч. портрет М. В. Нестерова, 1939). В годы Великой Отечественной войны создал триптих «Александр Невский» и серию портретов советских военачальников. После войны работал над мозаичными панно и витражами для Московского метрополитена и МГУ.

Л Д. Корин — одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX в. Родился он в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев. Жизненная стезя была предопределена. Однако талант требовал развития. Корин перебирается в Москву, в 1911 г. становится помощником М. В. Нестерова в работе над росписью церкви Марфо-Мариинской обители. Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовный подвиг, а также другая «встреча» — с творчеством А. А. Иванова, преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю жизнь служению искусству, достичь высот мастерства, стать продолжателем великих традиций русской живописи. В 1916 г. Корин заканчивает МУЖВЗ, но, неудовлетворенный своими первыми самостоятельными работами, осознает, сколь далек заветный идеал, сколь труден путь к намеченной цели. В 1918−25 гг., в самый разгар смуты в стране и в искусстве, Корин словно несет добровольное послушание: много рисует, копирует, изучает анатомию. Он убежден, что новые и новейшие художественные течения не расширяют, а резко сужают возможности художника, не дают ему в руки достаточных пластических средств, что это движение не вверх, а вниз. В 1925 г. Корин, как некогда А. А. Иванов, обретает свою тему. В апреле этого года умирает патриарх Тихон. В Москву на его похороны собирается вся православная Россия. Потрясенный увиденным ученик Нестерова, православный русский человек, Павел Корин осознает себя художником этой России, казалось бы обреченной, но продолжающей жить, уверенной в своей духовной правоте. Он задумывает изобразить крестный ход во время похорон патриарха. Вскоре началась работа над подготовительными этюдами к картине, которую Корин назвал «Реквием». Одновременно художник создает первую крупную работу — панорамный пейзаж «Моя родина» (1928). Это вид на Палех издали. Корин словно прикасается к родной земле, набираясь сил для воплощения грандиозного замысла. Он вновь словно клянется в верности великой национальной традиции, своим постоянным учителям — А. А. Иванову и М. В. Нестерову. Работа над этюдами к большой картине заняла десять лет. Последний портрет — митрополита Сергия, будущего патриарха — написан в 1937 г. Исполненные с редкой для искусства XX в. пластической мощью этюды вместе составляют уникальную портретную серию. Православная Русь — от нищего до высших церковных иерархов — предстает перед зрителем. Персонажи объединены общим состоянием, полны внутреннего духовного огня, но при этом каждый обладает индивидуальным характером. В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. От него картина получила новое название — «Русь уходящая», что исказило первоначальный замысел, но и «прикрыло» художника от возможных нападок. Благодаря Горькому, братья Павел и Александр Корины едут в Италию. Там они изучают работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932). В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная, многослойная, с использованием лессировок (Корин — блестящий знаток техники живописи). После смерти Горького в 1936 г. обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым. Эскиз (1935−37) показывает, что «Русь уходящая» могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г., исполненным мощи и символического значения. Это Церковь, выходящая на бой. В центре — три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха — праздник Воскресения и вечной жизни). Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: «Благослови кадило, Владыка!» — но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Это Церковь, «уходящая» в вечность. По сути, те же качества духовного подвижничества подчеркивает Корин в портретах деятелей культуры и науки, заказ на которые художник получает в 1939 г. Среди портретируемых — М. В. Нестеров, А. Н. Толстой, актеры В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, пианист К. Н. Игумнов; после войны к ним добавились портреты М. С. Сарьяна, С. Т. Конёнкова, Кукрыниксов, итальянского живописца Р. Гуттузо. При всем мастерстве и силе этих произведений, в самой их живописи есть ощущение трагического надрыва, живопись как бы замыкается и кристаллизуется, уходит непосредственность, картины словно закованы в броню гладких, плотных мазков. Это естественно. И сам Корин чувствует себя воином, постоянно отражающим натиск враждебных сил. В годы Великой Отечественной войны художник обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Образы воинов — защитников не просто родной земли, но духовных идеалов России — привлекают Корина. Таков Александр Невский — центральная фигура знаменитого одноименного триптиха (1942), — в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения. Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель — защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу — завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, — Корину не удалось.

Читать дальше
Работы понравились
Дмитрий Синцов
spibob spirkin
+2

Лента
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Павел Дмитриевич Корин. Портрет старика. М.К.Холмогоров
Портрет старика. М.К.Холмогоров
Павел Дмитриевич Корин
1944,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 8 работ
Павел Дмитриевич Корин. Собор Святого Петра в Риме
1
Собор Святого Петра в Риме
1932
Павел Дмитриевич Корин. Русь уходящая
2
Русь уходящая
Павел Дмитриевич Корин. Георгий Константинович Жуков
1
Георгий Константинович Жуков
Павел Дмитриевич Корин. Северная баллада. Левая часть триптиха «Александр Невский»
3
Северная баллада. Левая часть триптиха «Александр Невский»
1943, 275×25 см
Павел Дмитриевич Корин. Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский»
4
Александр Невский. Центральная часть триптиха «Александр Невский»
1942, 275×142 см
Павел Дмитриевич Корин. Старинный сказ. Правая часть триптиха «Александр Невский»
1
Старинный сказ. Правая часть триптиха «Александр Невский»
1943, 275×250 см
Павел Дмитриевич Корин. Иеромонах Пимен и епископ Антоний
0
Иеромонах Пимен и епископ Антоний
1935, 244×137 см
Павел Дмитриевич Корин. Портрет старика. М.К.Холмогоров
1
Портрет старика. М.К.Холмогоров
1944
Посмотреть 8 работ художника
HELP