войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Стефано
Торелли

Италия • 1712−1780

исторический и портретный живописец, родом из Болоньи, ученик своего отца, Феличе Т. (1667—1748) и Фр. Солимены, работал сперва в Неаполе, а потом в Риме, откуда, в 1740 г., пригласил его к себе на службу король польский и курфюрст саксонский Август III. Переселившись ко двору этого государя в Дрезден, Т. занимался там писанием портретов, алтарных икон, стенных и плафонных фресок в резиденциях курфюрста и в аристократических домах, а также рисунками для предпринятого тогда издания сборника гравюр с картин дрезденской галереи. В 1762 г. он был вызван к русскому двору и с того времени до конца своей жизни трудился в СПб., украшая своею живописью плафоны и стены Импер. дворцов и портретируя особ царской фамилии и др. лиц. Из произведений, исполненных им в России, известны: портреты Елизаветы Петровны, Петра Великого, Екатерины II (1762), ее же — в виде Минервы, расточающей награды за ученые и художественные заслуги (наход. в музее Имп. академии худ.), гр. А. А. Чернышева (грав. Иокер), О. М. Дерибаса, княг. Н. Г. Белосельской и граф. Сиверс, эскиз предполагавшейся картины "Коронование Екатерины II" (в музее Имп. акад. худ.) и фрески в Ораниенбаумском дворце. Т. был художник даровитый, развившийся главным образом на изучении произведений школы Карраччи; он ловко владел кистью, отличался свежестью и естественностью красок и даже в рисунке был менее манерен, чем большинство его современников. Талантливо рисовал также карикатуры.

Родился в семье художника. Первоначально он обучался живописи у своего отца Ф. Торелли, затем у известного в то время портретного и декоративного мастера Франческо Солимена (1657—1747) — известного неаполитанского художника и архитектора. У него же учился Пьетро Ротари. Затем Торелли работал в Венеции, где окончательно сформировалась его творческая манера.

В 1740 году Торелли был приглашен курфюрстом саксонским и королем польским Августом III в Дрезден. Росписи дрезденских дворцов, выполненные художником, погибли во время Второй мировой войны. Позднее Торелли исполнял алтарные картины, плафоны, портреты в Ростоке, Фрауенбурге, Байрейте. В 1759—1761 годах художник работал в Любеке, где выполнил стенные росписи для зала аудиенций в городской ратуше. Здесь же он написал портрет генерал-лейтенанта Франца фон Шасо, губернатора города, который вскоре женился на дочери художника.

В 1762 году Торелли был приглашен в Россию И. И. Шуваловым в качестве профессора Академии художеств. Однако в 1768 году он был уволен из Академии графом В. Г. Орловым и получил должность придворного художника Екатерины II. С самого своего появления в России Торелли участвовал в крупных живописных работах, исполнял портреты, создавал аллегорические композиции. В январе-феврале 1763 года в связи с коронационными торжествами он находился в Москве, куда его вызвал И. И. Шувалов, испытывавший нехватку в хороших портретистах.

В начальный петербургский период Торелли работает интенсивно и с большим размахом, то есть делает «все»: портреты, плафоны, стенные росписи. При этом он работает быстро и с высоким профессионализмом. Это обеспечило ему успех и большое число заказов у придворной знати.

В 1768 году при вступлении в должность придворного художника Торелли получил заказ на картину «Коронование Екатерины II 22 сентября 1762 года», которую закончил в 1777-м (ГТГ). В 1763 году художник исполнил парадный портрет Екатерины II (ГРМ), эскиз к которому находится в Саратовском художественном музее, а также портреты графа Г. Г. Орлова (1763, ГРМ), А. А. Чернышевой (ГЭ) и др. Позднее мастер создал «Коронационный портрет Екатерины II» (Между 1763 и 1766. ГРМ).

К искусству портрета С. Торелли обращался на протяжении всей жизни, выполняя заказы различных лиц. Как портретист художник придерживался традиции «барочного академизма». Его произведения не лишены эффектности в постановке модели и, как правило, выполнены в панегирическом духе. Значительную часть произведений, выполненных С. Торелли в России, представляли аллегорические композиции: «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств» (1770. ГРМ) , «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами» (1772. ГТГ) , «Диана и Эндимион» (Китайский дворец в Ораниенбауме) и др.

Аллегории Торелли, подобно его портретам, также наполнены панегирическим духом, отличаются виртуозностью письма, искусными мизансценами. Удивительная утонченность и изысканность характерны для монументальных декоративных работ художника. Его плафоны в Зимнем дворце (1764) вызывали восхищение современников. «Невозможно представить себе ничего более приятного и сильного из плафонных картин», — писал о них Я. Штелин. Настоящим шедевром стали работы художника для Китайского дворца в Ораниенбауме, выполненные в 1765—1770 годах. Написанный Торелли плафон для Зала муз признают лучшим произведением монументально-декоративного искусства рококо в России. (Русская живопись. Энциклопедия)

Торелли жил в России c 1762г до конца жизни и был захоронен в Санкт-Петербурге в 1780г.

Перейти к биографии