Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  1 тест
Марк Николаевич Домащенко
Марк Николаевич Домащенко
Марк
 Николаевич Домащенко
Россия родился в 1906
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился художник в селе Петровском (ныне город Светлоград Ставропольского края) в семье батрачки Анастасии Галактионовны Хвостиковой. Отец ушел из жизни еще до рождения сына, а мать постаралась дать своему ребенку максимум возможного. Он закончил два класса церковно-приходской школы. До тринадцати лет Марк пас гусей и занимался посильными поденными работами.

В 1919 году через их село проходил конный партизанский отряд, который впоследствии был реорганизован в отдельную Блиновскую кавалерийскую дивизию, состоявшую из двух полков. И Марк прибился коноводом командира партизанского отряда.

Со временем у юноши проявились способности к рисованию. Особенно он любил изображать лошадей. Командование полка решило помочь юному дарованию, несколько его рисунков послали в Симферополь, где жил в то время профессор, а впоследствии академик батальной живописи Н. С. Самокиш, крупнейший в России знаток лошадей, с просьбой отрецензировать рисунки юноши. В ответном письме Николай Семенович сообщил, что у новичка есть несомненный талант, который необходимо развивать, и что было бы целесообразно, если есть такая возможность, откомандировать его в Симферополь в период очередного отпуска. Марк искренне поблагодарил профессора за высокую оценку его самодеятельных рисунков и одновременно изложил свое видение роли искусства в жизни человека. Так завязалась продлившаяся много лет дружба.

Знания и советы первого педагога помогли Марку создать большое количество картин, отражающих историю Красной Армии и героизм ее кавалерии. В начале тридцатых годов он сменил фамилию на Домащенко — одного из своих погибших командиров.

В феврале 1950 года Марк Николаевич был приговорен к восьми годам лагерей по статье «Антисоветская агитация и пропаганда». Основанием для ареста стал донос одного из друзей с довоенных времен, который написал, что на квартире старшего лейтенанта Домащенко собирались генералы, и не исключено, что это была тайная явка заговорщиков против Сталина. В марте 1956 года его дело было пересмотрено и Решением Военной Коллегии Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления закрыто. А сам Домащенко был реабилитирован.

По возвращении домой, в Моск­ву, его ожидал тяжелый удар: его картины — плод труда всей жизни — погибли. Все работы, которые находились в ДКА СКВО в Ростове-на-Дону, по распоряжению тогдашнего полковника, а впоследствии генерала, начальника отдела изобразительного искусства ГлавкуРККА, доктора искусствоведения, профессора Военно-политической академии им. В. И. Ленина, были сожжены. А картины из музея Красной Армии при ЦДКА им. М. В. Фрунзе — сброшены в подвальное помещение, где после прорыва труб центрального отопления пришли в негодное состояние. И только сотрудники Ленинградского артиллерийского музея совершили беспримерный для того времени по своему мужеству поступок. Несмотря на полученные из Москвы распоряжения изъять из экспозиции картину «Артиллеристы под Сапун-горой в 1942 году», в которой Домащенко возвеличил подвиг защитников города-героя Севастополя, они сохранили ее в целости и сохранности.

Поэтому такой большой интерес к представленной на выставке коллекции раритетов — эскизов мастера, представляющих особую историческую ценность.

«Первый бой. 21 июня 1941 года» — набросок сюжета. А вот обезумевшая, потерявшая всадника лошадь мчится с поля жестокой битвы… «Шальная пуля», настигшая бойца… Тонко прочувствованные, правдиво описанные эпизоды битв. Как такие работы не могут тронуть душу?

На нескольких эскизах изображены молодые люди в военной форме, но имена их неизвестны. Написаны они во время войны на подручном материале: оберточной бумаге, картоне. Но может быть, кто-то из посетителей галереи узнает в них своих родных или знакомых. Недаром на открытие выставки работники галереи пригласили представителей городского совета ветеранов войны.

— Цель этой выставки — развить чувство патриотизма у подрастающего поколения, — говорит директор реутовской муниципальной картинной галереи Любовь Кочеткова. — И привлекать молодежь к прекрасному искусству, воспитать их духовно богатыми.

Марк Николаевич очень любил природу, особенно те места в горах Кавказа, где прошла его боевая юность. Его работы проникнуты необычайной любовью к Родине, без которой, как он считал, невозможно воспитать настоящего воина, патриота, защитника своей страны. На выставке представлены великолепные пейзажи русского севера, строгая, но величественная природа мест, где он находился в заключении, тайга. Везде ощущается присутствие художника, его внутренний мир. Перемена настроения, подобная смене времен года. Воля к жизни, надежды на добрые перемены — в весеннем пробуждении природы…

Если человек талантлив, то даже маленький набросок или эскиз к работам — уже шедевр, воспринимающийся как целостное, законченное произведение живописи, которому неподвластно время. «Зимним утром на санях»… Снежный бугорок, окрашенный солнцем волнительными розовыми красками, лошадка, везущая поклажу… Жизнеутверждающая картина, написанная в конце войны, в 1944 году: деревенская женщина стирает в омуте белье, а все полотно пронизано невероятным количеством света.

Ни у кого сегодня нет такой манеры письма, как у художника-баталиста Марка Николаевича Домащенко. Поэтому его творчество уникально и бесценно. А Реутов — наукоград РФ — может гордиться тем, что картинная галерея стала хранительницей оставленного им наследия.

Читать дальше

HELP