Регистрация
Борис Федорович Домашников
Борис Федорович Домашников
Россия 1924−2003
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

(р. 5.4.1924, д. Кригоузово Ивановской обл.) Народный художник СССР (1982) и РСФСР (1974), засл. худ. РСФСР (1965), засл. деят. иск-в БАССР (1965). Член Союза художников СССР с 1954. В 1950 окончил Уфим. театр.-худ. уч-ще (пед. П. М. Лебедев и А.Э.Тюлькин). Работает в жанре пейзажа. Гл. тема произв. — Россия, природа Урала. Т-во Д. представляют звучные и красочные полотна, отражающие гармоничное и возвышенно-эмоциональное мировосприятие художника. «Зима на окраине» (1956. Третьяковская гал.) — первое значит. произв. Д., открывшее тему провинциальной гор. окраины.

Лирич. начало определяет эмоцион. строй картин «Май. Березняк» (1960, Художественный музей (ХМ) им. М.В.Нестерова), «Апрельский березняк» (1962, ХМ, Севастополь) и др. В кон. 60-х гг. интерес Д. к пам. древнерус. архитектуры проявился в цикле работ о Новгороде и Пскове: «Новгород» (1968, Брянский обл. музей совр. изобр. иск-ва), «Псков. Троицкий собор» (1968, ХМ им. М.В.Нестерова), «Псковщина» (1970, Пермская худ. галерея). С сер. 70-х гг. в т-ве Д. впервые прозвучала тема Красной пл.: «На Красной площади» (1975−77, Пермская худ. галерея), «Вид на Красную площадь» (1975, ХМ им. М.В.Нестерова) и др. Уральская природа, живописные уголки Башкортостана, улицы Уфы на протяжении всего т-ва привлекают художника: «Август. Уфа» (1968), «Кара-Идель» (1968−69, обе — в Мин-ве культуры РФ), «Тишина» (1990, ХМ им. М.В.Нестерова) и др. Работы Д. экспонировались за рубежом, приобретены отеч. и заруб. музеями. Лауреат Междунар. конкурса на Всемир. фестивале молодежи и студентов (1957, Москва). Удостоен Респ. пр. им. Салавата Юлаева (1977). Награжден орд. «Знак Почета» (1967).

Соч.: «Москва. Красная площадь» //Художник, 1962, № 5; Проблемы современного пейзажа //Художник, 1976, № 3.

Лит.: Голованов Н.Н. Б. Домашников. Л., 1965; Б. Ф. Домашников: Живопись: Каталог. Авт. вступ. ст. и сост. В. М. Сорокина. Уфа, 1995.

(автор статьи — И.Н.Оськина)

(1924, деревня Кригоузово, Лухского района, Ивановской обл.)

В 1950 окончил Башкирское те­атрально-художественное учи­лище. Он учился у П.М. Лебе­дева и А. Э. Тюлькина. Диплом­ной работой стали эскизы декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1950). Сце­нографический опыт был ак­тивно использован художни­ком, особенно со второй поло­вины 1950-х — в период пере­хода от лирических пейзажных этюдов, где легко прочитывает­ся влияние таких классиков отечественной живописи, как И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В.К. Бялыницкий-Бируля и др., к законченным и ориги­нальным панорамным карти­нам, напоминающим декора­тивные камеи. В композициях «ГОЛУБОЙ АПРЕЛЬ» (1955), «БАЙКАЛ. СЕРЫЙ ДЕНЬ» (1959), «СТАНЦИЯ» (1959), «СНОВА БЕРЕЗЫ» (1960), «УТРО НА УРАЛЕ» (1962) и др.- автор уводит зрителя в праздничное царство зрелищ. Простран­ство решено не без помощи традиций театрально-декораци­онного искусства. Не только композицион­ный, но и цветовой строй поло­тен Домашникова приобретает все большую декоративную ус­ловность, благодаря чему мно­гие его произведения уподобляются гобеленным, ковровым творениям, где пол­ностью господствует предельно уплощенное изображение пер­вого плана («ВОСПОМИНА­НИЕ», 1973; «БЕЛАЯ ВЕС­НА», 1969; «ОСИННИК», 1971; «О БЕРЕЗАХ», 1978−1985). Даже чисто заказным, тематическим ком­позициям, на традиционные для соцреа­лизма сюжеты, как «22 АПРЕ­ЛЯ. К ЛЕНИНУ» (1975−1977), «ПЕРВОМАЙ» (1984), «В ДЕНЬ ПОБЕДЫ» (1985), присуща предельная декора­тивность изображения. Художник любит писать архитектуру — «СОФИЯ ЗИ­МОЙ», 1958; «НА РУСИ. НОВГОРОД», 1968; «ПСКОВ­ЩИНА», 1972, «В РИМЕ», 1970; «КАНАЛ В ВЕНЕЦИИ», 1970. Он не сосредотачивает внимание исключительно на привычных предметах сельско­го бытия, не фетишизирует островки старины. И старин­ный поселок, и город живут в его полотнах современной жиз­нью («ПРОБУЖДЕНИЕ», 1982; «МАРТ В УФЕ», 1983). Характерная для искусства ма­стера тема радости жизни, ощущение ее неисчерпаемой красоты и вдохновенная увле­ченность выразительными свойствами самого художест­венного материала отличают и его чрезвычайно красочные на­тюрморты («МАКИ», 1967−1972; «ГВОЗДИКА», 1972; «СИРЕНЬ», 1968−1974), представляющие праздник для глаз, души и сердца.

Работы Домашникова хранятся в ГТГ, ГРМ, в ряде музейных и частных собраний России и других стран.

Домашииков — действитель­ный член Российской Акаде­мии художеств, народный ху­дожник СССР, лауреат Госу­дарственной премии Башкир­ской АССР им. Салавата Юлаева.

Читать дальше

HELP