Регистрация
Николай Егорович Сверчков
Николай
 Егорович Сверчков
Россия 1817−1898
Подписаться2             
Подписаться2             
Биография и информация
 

Живописец народных сцен и портретист Николай Егорович Сверчков родился в Петербурге в семье служащего придворных конюшен. С детства способный к рисованию, он не смог из-за слабого здоровья развивать свой талант в Воспитательном училище при Академии художеств. Все же два года (1827—1829), проведенные в академической атмосфере, стали основой самостоятельного овладения искусством живописи. В 1839 году за свои первые работы Н. Сверчков был удостоен звания свободного художника. Какое-то время совмещал занятия живописью со службой в министерстве внутренних дел. К 1852 году мастерство Н. Е. Сверчкова стало очевидным — в этом году за картину «Помещичья тройка, пересекающая на всем скаку цепь обоза» он был удостоен звания академика. Детские впечатления во многом определяли художественные интересы живописца — его изображения лошадей, в том числе и в бытовых сценах, были уникальными. За картину «Дорожные. Грузный экипаж с пассажирами» художник получил в 1855 году звание профессора. Среди знакомых Н. Е. Сверчкова были многие известные государственные и общественные деятели. Тесная дружба связывала художника с Н. А. Некрасовым, в имени которого Карабихе он часто и подолгу бывал и работал, в числе прочего написав несколько картин к произведениям поэта. Известно его полотно времен Карабихи — «Портрет А. Я. Панаевой на лошади». Творчество Н. Е. Сверчкова приобретает европейскую известность, его картины были отмечены на Всемирной выставке в Париже (1863), правительство Франции награждает художника орденом Почетного легиона (редчайшее событие для российской культуры). Со временем расширяется диапазон тем и занятий Н. Е. Сверчкова: он занимается скульптурой, пишет батальные сцены. В памяти же отечественной живописи художник останется прежде всего как создатель стремительных, спокойных, грациозных лошадей. На холстах и красками, естественно.

Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих «моделей». Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при А. Х. Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью. Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку первые картины: «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сверчковой». Успех был очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной живописи. В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках. На академической выставке 1844 г. были представлены его картины «Отдых в поле» и «На конской ярмарке». В этот период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В 1844 г. им были созданы литографии «Кирасиры», «Казаки», «Лезгинский эскорт» и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен «Эскизы русского» (1845). Издатель Фельтен выпустил «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым» (1846−52). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма популярен. Проявил себя художник и в портретном жанре, написав в конце 1840-х гг. «Портрет супруги в амазонском платье на лошади» и «Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы», а также «Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона». В 1852 г. за картину «Помещичья тройка» Сверчков получил звание академика «живописи народных сцен», а в 1855 г. за картину «Дорожные» — профессорское звание. В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок», а также написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: «Тройка в степи» (1856), «В метель» (1857) и др. Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: «Зимняя охота», «Беркутова охота, бывшая в Москве» (обе 1856), «Эскизы охоты» (1857−58). Все они отличаются тонким пониманием русского пейзажа. В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Вернувшись в 1864 г. в Россию, он получил официальный заказ на серию исторических картин: «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году» (1866), «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» (1873) и «Поезд царя Ивана Грозного на богомолье» (1878). Новым жанром в его творчестве были и батальные сцены, самая известная из них — «Переход гвардии через Балканы» (1879) — была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.

Читать дальше
Работы понравились
Faina Alexander

Лента
Николай Егорович Сверчков. У кабака зимой. 1891
Николай Егорович Сверчков. Псовая охота. 1863
Николай Егорович Сверчков. Охота. 1881
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Николай Егорович Сверчков. Гончая. 1893
Гончая. 1893
Николай Егорович Сверчков
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 10 работ
Николай Егорович Сверчков. Встреча с кавалькадой
1
Встреча с кавалькадой
1856, 41×28 см
Николай Егорович Сверчков. Тройка зимой
1
Тройка зимой
Николай Егорович Сверчков. Охота на медведя
1
Охота на медведя
Николай Егорович Сверчков. Александр III
0
Александр III
Николай Егорович Сверчков. Портрет Александра II
1
Портрет Александра II
Николай Егорович Сверчков. Волчья охота
0
Волчья охота
1878, 87×152 см
Николай Егорович Сверчков. Гончая. 1893
0
Гончая. 1893
1893, 22.2×35.7 см
Николай Егорович Сверчков. Охота. 1881
0
Охота. 1881
99×67 см
Николай Егорович Сверчков. Псовая охота. 1863
0
Псовая охота. 1863
117×112.5 см
Посмотреть все 10 работ художника
HELP