Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Алексей Данилович Кившенко
Алексей
 Данилович Кившенко
Россия 1851−1895
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

10 (22).3.1851, ныне Венёвский район Тульской области, — 2.10.1895, Гейдельберг, Германия

Родился в семье крепостного графа Шереметьева Данилы Васильевича. Кившенко, человека, наделенного разносторонними талантами, в том числе талантом живописца, умного увлекающегося, бесконечно любящего искусство и музыку. Закончив по разрешению графа медико-хирургическую Академию, он был направлен управляющим графским конным заводом в Веневский уезд Тульской губернии. В доме Д. В. Кившенко дети постоянно находились в атмосфере любви к изобразительному искусству, к музыке. У старшего сына Алексея рано проявился интерес к живописи. Уже в семь лет он неплохо рисовал, любил изображать животных и копировать из журналов сцены охоты и войны. С 1860 года юный художник начинает заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге под руководством И. Н. Крамского. В 1867 году А. Д. Кившенко поступает в класс исторической живописи Академии художеств. Получил медали: в 1871 г. — 2 и 1 серебряные; в 1872 г. — две 2 серебряные; в 1874 г. — 1 серебряную; в 1876 г. — 2 золотую за программу «Самсон и Далила»; в 1877 г. — 1 золотую за прграмму «Брак в Кане Галилейской»; в том же году получил звание классного художника 1 степени; в 1880 г. отправлен за границу на казенный счет за картину «Совет в Филях». С большим увлечением Кившенко занимался педагогической деятельностью, преподавая в Академии художеств и в Училище Штиглица (1883−1889).

Тульская земля богата талантами. С тульским краем связана жизнь и творчество целого ряда художников XIX и XX века: В. И. Тропинина, О. А. Кипренского, А. А. Попова, Г. Г. Мясоедова и многих других. И чем больше времени отделяет нас от жизни и творчества этих художников, тем больший интерес представляет то новое, что мы узнаем не только об их творчестве, пребывании на Тульской земле, но и о художественной жизни того времени.

На Тульской земле, в Веневском уезде, в 1851 году родился известный художник второй половины XIX века Алексей Данилович Кившенко. Всем своим творчеством А. Д. Кившенко был близок к известным художникам своего времени — И. М. Прянишникову, И. Н. Крамскому, В. В. Верещагину, В. И. Сурикову, произведения которых знаменуют великий подъем русского изобразительного искусства во второй половине XIX века.

Алексей Данилович Кившенко родился в семье крепостного графа Шереметьева Данилы Васильевича. Кившенко, человека, наделенного разносторонними талантами, в том числе талантом живописца, умного увлекающегося, бесконечно любящего искусство и музыку. Закончив по разрешению графа медико-хирургическую Академию, он был направлен управляющим графским конным заводом в Веневский уезд Тульской губернии. В доме Д. В. Кившенко дети постоянно находились в атмосфере любви к изобразительному искусству, к музыке. У старшего сына Алексея рано проявился интерес к живописи. Уже в семь лет он неплохо рисовал, любил изображать животных и копировать из журналов сцены охоты и войны.

С 1860 года юный художник начинает заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге под руководством И. Н. Крамского. В 1867 году А. Д. Кившенко поступает в класс исторической живописи Академии художеств.

Заканчивая в 1876 году Академию, молодой художник выбрал для своей дипломной работы тему из героического прошлого родной страны «Военный Совет в Филях в 1812 году». Картина имела большой успех. Писал он ее под воздействием романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Художник изобразил один из важнейших решающих моментов Отечественной войны 1812 года — военный совет, происходивший в деревне Фили под Москвой, в избе крестьянина Ивана Фролова через пять дней после Бородинского сражения. На этом совете решался вопрос о судьбе Москвы и армии. Кившенко своей живописью хотел передать переживания, чувства участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке. В картине кажется, что все очень просто, нет внешних эффектов ни в построении картины, ни в освещении, ни в жестах участников совета. Но именно в этой простоте и чувствуется величие и глубокий смысл переживаемого момента.

Кившенко, создавая свою картину, подошел к разработке сюжета как военно-исторический живописец. Он не ставил перед собой задачи передать глубокие драматические переживания И. М. Кутузова, так как исторический смысл совета в Филях в том, что Кутузов нашел в себе силы мужественно принять решение оставить Москву ради сохранения армии, предвидя, что в дальнейшем армию Наполеона ждет неминуемый разгром. Следуя описанию этого события в романе Л. Н. Толстого, художник изобразил не момент вынесения Кутузовым его исторического решения, а момент спора между И. М. Кутузовым и рядом генералов во главе с начальником штаба Л. Л. Венигсеном, высказывавшихся за битву под Москвой. В пределах поставленной перед собой задачи жанрово-психологического решения большой военно-исторической темы художник сделал все, чтобы его картина, свободная от какой бы то ни было подчеркнутой эффектности и условности, стала подлинно реалистической, подкупающей правдивостью и эмоциональностью выразительных средств. Такому впечатлению способствует и живописное решение картины, построенное на сочетании теплых золотисто-коричневых тонов.

Картина А. Д. Кившенко «Военный Совет в Филях» при всей скромности и простоте решения исторической темы, дает живое ощущение значительности изображаемого события и занимает почетное место в русской реалистической военно-исторической живописи.

После окончания картины «Военный Совет в Филях» Кившенко приступает к выполнению ряда картин на тему русско-турецкой войны 1877−1878 годов для военной галереи Зимнего дворца. Но прежде чем приступить к выполнению картин «Штурм Ардагана», «Последний шипкинский бой в 1877 году» и другим, он посетил Болгарию, Турцию, Кавказ. Сделал там множество зарисовок карандашом и акварелью.

К этому периоду относится этюд «Арба», хранящийся в Тульском музее изобразительных искусств. Там же находятся два этюда «Пейзаж. Стадо» и «Лошадь», выполненные Кившенко в 80-е годы на родине, в Веневском уезде, где он часто бывал. К 80-м годам относится целый ряд его картин, посвященных сценам охоты, «Охота на зайца», «0хота на лисицу» и многие другие.

А. Д. Кившенко был неутомимым путешественником. Он не раз с экспедициями побывал в странах Востока, Германии, Австрии, Италии, Турции, запечатлевая в своих акварелях характерные пейзажи этих стран, архитектуру, быт и облик людей, которых он встречал в пути. В 1892 году в Дрездене выполнена акварель «Лестница в Цвингере», находящаяся в Тульском музее изобразительных искусств.

С большим увлечением Кившенко занимался педагогической деятельностью, преподавая в Академии художеств и в Училище Штиглица. Все разнообразное творчество А. Д. Кившенко, пользовавшегося уже при жизни большой известностью развивалось в русле реализма, правдивости, национальной характерности.

(источник: http://tounb.tula.net)

Читать дальше
Работы понравились
Елена Кошелева

Лента
Алексей Данилович Кившенко. Затравили
Алексей Данилович Кившенко. Охота на лисицу. 1882
Алексей Данилович Кившенко. На псарне. 1884
Алексей Данилович Кившенко. На охоту
Алексей Данилович Кившенко. Берёт волка живьём
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Алексей Данилович Кившенко. Ростовы на псовой охоте в Отрадном.  1893
Алексей Данилович Кившенко. Наперерез волку
Вся лента
Работы художника
всего 17 работ
Алексей Данилович Кившенко. Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу во время Аладжинского сражения 3 октября 1877 года
0
Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу во время Аладжинского сражения 3 октября 1877 года
1892, 187×90 см
Алексей Данилович Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году
1
Военный совет в Филях в 1812 году
1882, 117×64 см
Алексей Данилович Кившенко. Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года
0
Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года
1894, 182×90 см
Алексей Данилович Кившенко. Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года
0
Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года
1886, 215×107 см
Алексей Данилович Кившенко. Жнитво
0
Жнитво
1878
Алексей Данилович Кившенко. Военные игры потешных войск Петра І под селом Кожухово
0
Военные игры потешных войск Петра І под селом Кожухово
1880, 44×33 см
Алексей Данилович Кившенко. Петр І за рулем парусного ботика на Яузе-реке
0
Петр І за рулем парусного ботика на Яузе-реке
1880, 44×33 см
Алексей Данилович Кившенко. Петр І принимает капитуляцию шведов
0
Петр І принимает капитуляцию шведов
XIX век
Алексей Данилович Кившенко. В церкви
0
В церкви
1881, 41×65 см
Посмотреть все 17 работ художника
HELP