Регистрация
Алексей Данилович Кившенко
Россия 1851−1895
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

10 (22).3.1851, ныне Венёвский район Тульской области, — 2.10.1895, Гейдельберг, Германия

Родился в семье крепостного графа Шереметьева Данилы Васильевича. Кившенко, человека, наделенного разносторонними талантами, в том числе талантом живописца, умного увлекающегося, бесконечно любящего искусство и музыку. Закончив по разрешению графа медико-хирургическую Академию, он был направлен управляющим графским конным заводом в Веневский уезд Тульской губернии. В доме Д. В. Кившенко дети постоянно находились в атмосфере любви к изобразительному искусству, к музыке. У старшего сына Алексея рано проявился интерес к живописи. Уже в семь лет он неплохо рисовал, любил изображать животных и копировать из журналов сцены охоты и войны. С 1860 года юный художник начинает заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге под руководством И. Н. Крамского. В 1867 году А. Д. Кившенко поступает в класс исторической живописи Академии художеств. Получил медали: в 1871 г. — 2 и 1 серебряные; в 1872 г. — две 2 серебряные; в 1874 г. — 1 серебряную; в 1876 г. — 2 золотую за программу «Самсон и Далила»; в 1877 г. — 1 золотую за прграмму «Брак в Кане Галилейской»; в том же году получил звание классного художника 1 степени; в 1880 г. отправлен за границу на казенный счет за картину «Совет в Филях». С большим увлечением Кившенко занимался педагогической деятельностью, преподавая в Академии художеств и в Училище Штиглица (1883−1889).

Тульская земля богата талантами. С тульским краем связана жизнь и творчество целого ряда художников XIX и XX века: В. И. Тропинина, О. А. Кипренского, А. А. Попова, Г. Г. Мясоедова и многих других. И чем больше времени отделяет нас от жизни и творчества этих художников, тем больший интерес представляет то новое, что мы узнаем не только об их творчестве, пребывании на Тульской земле, но и о художественной жизни того времени.

На Тульской земле, в Веневском уезде, в 1851 году родился известный художник второй половины XIX века Алексей Данилович Кившенко. Всем своим творчеством А. Д. Кившенко был близок к известным художникам своего времени — И. М. Прянишникову, И. Н. Крамскому, В. В. Верещагину, В. И. Сурикову, произведения которых знаменуют великий подъем русского изобразительного искусства во второй половине XIX века.

Алексей Данилович Кившенко родился в семье крепостного графа Шереметьева Данилы Васильевича. Кившенко, человека, наделенного разносторонними талантами, в том числе талантом живописца, умного увлекающегося, бесконечно любящего искусство и музыку. Закончив по разрешению графа медико-хирургическую Академию, он был направлен управляющим графским конным заводом в Веневский уезд Тульской губернии. В доме Д. В. Кившенко дети постоянно находились в атмосфере любви к изобразительному искусству, к музыке. У старшего сына Алексея рано проявился интерес к живописи. Уже в семь лет он неплохо рисовал, любил изображать животных и копировать из журналов сцены охоты и войны.

С 1860 года юный художник начинает заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге под руководством И. Н. Крамского. В 1867 году А. Д. Кившенко поступает в класс исторической живописи Академии художеств.

Заканчивая в 1876 году Академию, молодой художник выбрал для своей дипломной работы тему из героического прошлого родной страны «Военный Совет в Филях в 1812 году». Картина имела большой успех. Писал он ее под воздействием романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Художник изобразил один из важнейших решающих моментов Отечественной войны 1812 года — военный совет, происходивший в деревне Фили под Москвой, в избе крестьянина Ивана Фролова через пять дней после Бородинского сражения. На этом совете решался вопрос о судьбе Москвы и армии. Кившенко своей живописью хотел передать переживания, чувства участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке. В картине кажется, что все очень просто, нет внешних эффектов ни в построении картины, ни в освещении, ни в жестах участников совета. Но именно в этой простоте и чувствуется величие и глубокий смысл переживаемого момента.

Кившенко, создавая свою картину, подошел к разработке сюжета как военно-исторический живописец. Он не ставил перед собой задачи передать глубокие драматические переживания И. М. Кутузова, так как исторический смысл совета в Филях в том, что Кутузов нашел в себе силы мужественно принять решение оставить Москву ради сохранения армии, предвидя, что в дальнейшем армию Наполеона ждет неминуемый разгром. Следуя описанию этого события в романе Л. Н. Толстого, художник изобразил не момент вынесения Кутузовым его исторического решения, а момент спора между И. М. Кутузовым и рядом генералов во главе с начальником штаба Л. Л. Венигсеном, высказывавшихся за битву под Москвой. В пределах поставленной перед собой задачи жанрово-психологического решения большой военно-исторической темы художник сделал все, чтобы его картина, свободная от какой бы то ни было подчеркнутой эффектности и условности, стала подлинно реалистической, подкупающей правдивостью и эмоциональностью выразительных средств. Такому впечатлению способствует и живописное решение картины, построенное на сочетании теплых золотисто-коричневых тонов.

Картина А. Д. Кившенко «Военный Совет в Филях» при всей скромности и простоте решения исторической темы, дает живое ощущение значительности изображаемого события и занимает почетное место в русской реалистической военно-исторической живописи.

После окончания картины «Военный Совет в Филях» Кившенко приступает к выполнению ряда картин на тему русско-турецкой войны 1877−1878 годов для военной галереи Зимнего дворца. Но прежде чем приступить к выполнению картин «Штурм Ардагана», «Последний шипкинский бой в 1877 году» и другим, он посетил Болгарию, Турцию, Кавказ. Сделал там множество зарисовок карандашом и акварелью.

К этому периоду относится этюд «Арба», хранящийся в Тульском музее изобразительных искусств. Там же находятся два этюда «Пейзаж. Стадо» и «Лошадь», выполненные Кившенко в 80-е годы на родине, в Веневском уезде, где он часто бывал. К 80-м годам относится целый ряд его картин, посвященных сценам охоты, «Охота на зайца», «0хота на лисицу» и многие другие.

А. Д. Кившенко был неутомимым путешественником. Он не раз с экспедициями побывал в странах Востока, Германии, Австрии, Италии, Турции, запечатлевая в своих акварелях характерные пейзажи этих стран, архитектуру, быт и облик людей, которых он встречал в пути. В 1892 году в Дрездене выполнена акварель «Лестница в Цвингере», находящаяся в Тульском музее изобразительных искусств.

С большим увлечением Кившенко занимался педагогической деятельностью, преподавая в Академии художеств и в Училище Штиглица. Все разнообразное творчество А. Д. Кившенко, пользовавшегося уже при жизни большой известностью развивалось в русле реализма, правдивости, национальной характерности.

(источник: http://tounb.tula.net)

Читать дальше

Лента
Алексей Данилович Кившенко. В церкви
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Алексей Данилович Кившенко. Петр І принимает капитуляцию шведов
Алексей Данилович Кившенко. Петр І за рулем парусного ботика на Яузе-реке
Алексей Данилович Кившенко. Военные игры потешных войск Петра І под селом Кожухово
Вся лента
Работы художника
всего 9 работ
Алексей Данилович Кившенко. Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу во время Аладжинского сражения 3 октября 1877 года
0
Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу во время Аладжинского сражения 3 октября 1877 года
1892, 187×90 см
Алексей Данилович Кившенко. Военный совет в Филях в 1812 году
0
Военный совет в Филях в 1812 году
1882, 117×64 см
Алексей Данилович Кившенко. Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года
0
Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года
1894, 182×90 см
Алексей Данилович Кившенко. Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года
0
Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года
1886, 215×107 см
Алексей Данилович Кившенко. Жнитво
0
Жнитво
1878
Алексей Данилович Кившенко. Военные игры потешных войск Петра І под селом Кожухово
0
Военные игры потешных войск Петра І под селом Кожухово
1880, 44×33 см
Алексей Данилович Кившенко. Петр І за рулем парусного ботика на Яузе-реке
0
Петр І за рулем парусного ботика на Яузе-реке
1880, 44×33 см
Алексей Данилович Кившенко. Петр І принимает капитуляцию шведов
0
Петр І принимает капитуляцию шведов
XIX век
Алексей Данилович Кившенко. В церкви
0
В церкви
1881, 41×65 см
Посмотреть все 9 работ художника
HELP