Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  2 теста
Владимир Владимирович Дмитриев
Владимир Владимирович Дмитриев
Владимир
 Владимирович Дмитриев
Россия 1900−1948
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Театр. художник, живописец, засл. деятель искусств РСФСР (1944). Учился в петрогр. СВОМАСе (1918−21) у К. Петрова-Водкина. Стал известен после оформления ряда спектаклей МХАТа в нач. 1930-ых. Работал также в ленингр. т-рах, в Большом театре, Моск. т-ре им. Вахтангова. Один из близких друзей М.Булгакова. Лауреат Ст. пр. (1946-дважды, 1948, 1949 — посм.).

В молодые годы В. В. Дмитриев тесно общался с двумя выдающими мастерами русского искусства — живописцем К. С. Петровым-Водкиным и режиссером В. Э. Мейерхольдом. У Петрова-Водкина он обучался в Петрограде в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (1916−17), потом в петроградских ГСХМ (1918−21) и стал его преданным почитателем. У Мейерхольда он занимался в петроградской экспериментальной театральной Студии на Бородинской (1916−17) и на Курсах мастерства сценических постановок (1918) и также был его горячим поклонником. Эти обстоятельства повлияли на выбор творческого пути: прекрасный живописец, Дмитриев полнее и ярче всего выразил себя как театральный художник. Первый успех Дмитриева был связан с историческим спектаклем Мейерхольда «Зори» Э. Верхарна (1920). Но так удачно завязавшееся творческое сотрудничество не имело продолжения, главным образом в силу сложности характера Мейерхольда: замечательные эскизы к «Ревизору» Н. В. Гоголя (1926) не были воплощены на сцене, а в 1930 г. между режиссером и художником произошел окончательный разрыв, мучительно пережитый Дмитриевым. Лучшие его произведения 1920-х гг. были созданы для музыкальных театров Ленинграда и Москвы. Яркая живописность, острота новаторских сценических решений и чуткость к музыкальной основе принесли известность таким его спектаклям, как «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева (1926), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1928) и особенно «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1931), декорации к которой заслуженно считаются классическими. Музыкальный театр Дмитриев не оставлял и впоследствии, но основные его работы 1930-х гг. были связаны преимущественно с драматической сценой, и главным образом с МХАТом. Взаимоотношения художника с этим театром складывались трудно: спектакль «Бесприданница», для которого Дмитриев сделал прекрасные эскизы (1928), не был поставлен, а эскизы к инсценировке «Мертвых душ» (1930−31) были даже отвергнуты по причине их непривычной смелости в интерпретации поэмы Н. В. Гоголя. Все-таки в 1930 г. с успехом прошел в его декорациях спектакль «Воскресение» по роману Л. Н. Толстого, и именно в оформлении Дмитриева были осуществлены все этапные постановки МХАТа 1930-х гг.: «Враги» М. Горького (1937), «Анна Каренина» по роману Л. Н. Толстого (1937), «Три сестры» А. П. Чехова (1940). В них, а также в известном спектакле «Егор Булычов и другие» М. Горького, поставленном в Театре им. Евг. Вахтангова (1932), художник пользовался приемами реалистического изображения места действия, к тому времени полностью возобладавшими в советском театре, но при этом умело обходил опасность впасть в натуралистичность и предлагал решения, отличавшиеся сильной образной выразительностью. Союз с МХАТом оказался настолько прочным, что Дмитриев переехал в Москву (1938) и стал главным художником театра — сначала фактически, а с 1941 г. и официально. Следующие работы Дмитриева в драматических и музыкальных театрах Москвы и Ленинграда — декорации к «Последней жертве» А. Н. Островского (1944), «Великому государю» В. С. Соловьева (1945), «Войне и миру» С. С. Прокофьева (1946) и другие — свидетельствовали о новых возможностях его таланта, но тяжелая болезнь прервала жизнь художника.

Читать дальше

HELP