войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Владимир
Алексеевич Денисов

Россия • 1887−1970

Живописец. Окончил юрид.ф-т Юрьевского ун-та (1911) и Петерб. археолог. ин-т (1914). Одноврем. в 1906-07 учился у А.Васнецова в Москве, в 1907-08 - в студиях Ф.Рерберга и Я.Ционглинского в Петербурге. Жил и работал Петрограде – Ленинграде, с 1929 - в Киеве. Участник выставок с 1915. В 1921-29 профессор ленингр. ВХУТЕИНа, в 1941-42 и 1945-46 – Киевского худ. ин-та. Живописные пейзажи и натюрморты «Мансарды. Зимний городской пейзаж» (1917), «Ветряки» (1928), «Морской прибой» (1937), «Сирень в желтом кувшине» (1945), «Над Днепром» (1947), «Натюрморт со скрипкой» (1956) и др. работы.

Живописец, сценограф, историк искусства, педагог, общественный деятель.

Жил и работал: 1904-1906, 1929-1970 – г. Киев, 1906 -1907 – Москва, 1908 -1929 – Петербург-Петроград. Отец Лады Владимировны Виг-Денисовой – украинской художницы - графика, сценографа, живописца, реставратора и декоратора.

9(21). 07.1887 в с. Новая слобода Щигровского уезда, Шестопаловской волости, Курской губернии (тепер Курской области) – 14.09.1970, Киев.

Учеба:

1905-1906 – студия Сергея Ивановича Светославского в Киеве,

1906-1907 – у Аполлинария Михайловича Васнецова в Москве,

1908-1912 – у Яна Францевича Ционглинского в Петербурге.

Учился также: 1905-1906 – на юридическом факультете Киевского Университета св. Владимира, 1908-1910 – Петербургского, 1910-1911 – Юрьевского (Дерптского, ныне – Тартусский) университетов, 1911-1913 – в Петербургском Археологическом институте. 1913 -1914 – продолжил художественное образование, посетив музеи Германии, Франции, Испании и работая в кругу тамошних художников того времени.

На выставках участвовал с 1915 года.

В 1926-1929 гг. – член ленинградского общества «Круг художников». Учитель Виктора Михайловича Орєшникова, Алексея Федоровича Пахомова (в Петрограде-Ленинграде), Сергея Алексеевича Григорьева (в Киеве).

ПРЕПОДАВАЛ:

рисунок, живопись, историю искусства – 1919-1921 – во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), 1922-1923 – во ВХУТЕИНе (Высший художественно-технический институт, бывшее училище барона Штиглица), 1923-1925 – в Академии художеств, 1926-1929 – на Высших Государственных курсах искусствоведения (Ленинград), 1929-1941 и 1944-1963 в Киевском государственном художественном институте.

Как художественный критик и искусствовед сотрудничал в газете «День» (1912-1918), 1919-1929 – в журналах «Жизнь искусства», «Театры и зрелища». Одновременно, в 1925-1928 был художником-декоратором в Ленинградском театре «Пролетарський актер» и Оперной студии Ленинградской консерватории. В годы революции принимал активное участие в создании программы нового искусства «Свобода искусства» и в работе новосозданного «Союза деятелей искусства», где сотрудничал с поэтами А. Блоком, С.Есениным, В. Маяковським, режиссером Вс. Мейєрхольдом, композитором С.Прокофьевым. Творчество В.Денисова является характерным примером развития реалистического направления отечественной живописи, сложившегося во второй половине 19-го века и обогащенного достижениями западноевропейских школ. Мастер тонкой светотеневой пространственной живописи с высокой культурой цвета и классически выверенной композицией, с ярко выявленным личностным началом в прочтении мира. В 1920-х годах его произведения характеризуются наличием кубистических («Мансарды»,1917 «Натюрморт с чашкой», 1918 – все – холст, масло) и импрессионистических («Ветряки», 1928) тенденций. Работал в жанрах пейзажа (часто с сюжетной основой) и натюрморта, а также тематической картины. Основная техника – масло, хотя часто обращался к акварели и пастели.. Его работам присущ теплый колорит с изысканной гаммой красок и безукоризненный рисунок. Отдавал предпочтение изображению спокойного состояния природы, главная тема – гармония человека и окружающего мира. Для творческой манеры характерен интерес к тоновой градации цвета, стремление к фактурности и выявлению формы предметов.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ.

«В первый рейс с новым урожаем», 1937; «Крестьянское восстание в Сорочинцах в 1905 году», 1939-1940; «Двор колхозника в Талгаре», 1942; «И тут следы войны», 1945; «Вечер. Возвращение с виноградников», 1952; «Друзья Сашины и наши», 1968 – все - холст, масло. ПЕЙЗАЖИ: «Зима в Талгаре», 1942, картон, масло; «На Владимирской горке»,1946; «Над Днепром возле Канева», 1947; «На улице в Гурзуфе», 1950; «Вечерняя заря», 1953; «Цветут олеандры», 1958; «Руины генуэзской крепости в Феодосии», 1963; «Десна возле Остра», 1966; «Приближаються сумерки», 1967; «Вид из окна»,1970 – все – холст, масло. НАТЮРМОРТЫ: «Натюрморт с книгами», 1915; «Натюрморт с чашкой», 1918; «Розы в синей вазе», 1946; «Букет на окне», 1953; «Натюрморт со скрипкой», 1959; «Окно. В мастерской художника», 1964; «Книги», 1969 – все –холст, масло.

МУЗЕИ:

Киев – Национальный художественный музей, Киев,

Киевский музей русского искусства;

Санкт-Петербург – Государственный Русский музей.

ВЫСТАВКИ:

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ: 1969 – Киев - Киевский музей русского искусства;

1971 – Киевский государственный художественный институт;

1989 - Национальный художественный музей, Киев

.

РОССИЙСКИЕ И УКРАИНСКИЕ ВЫСТАВКИ: Петроград – 1915 – Выставка современной живописи, 1916 - 2-я выставка современной живописи; 1923 – Выставка картин петроградских художников всех направлений; Ленинград – 1927 - Художественная выставка объединения «Круг»; 1928 - 2-я выставка общества «Круг художников»; 1928-1929 – Современные ленинградские художественные группировки; 1929 – Выставка картин и скульптуры общества «Круг художников»; 1930 – Киев – Выставка ленинградского объединения «Круг художников»; 1937-1938 – Киев- Харьков – Москва – Одесса – Юбилейная выставка произведений художников УССР «Квітуча радянська Україна»; 1939 – Киев – Осіння виставка робіт художників Києва; 1943 – Алма-Ата, Казахстан – Республиканская художественная выставка «Великая Отечественная война»; 1945 – Киев – 8-а Українська художня виставка; 1948 – 9-а Українська художня виставка; 1953 – Друга обласна художня виставка Київського товариства художників; 1957 – Ювілейна художня виставка «40 років Великого Жовтня»; 1967 - Ювілейна художня виставка, присвячена 50-річчю Великого Жовтня ; 1970 – Республіканська художня виставка, присвячена 100-річчю від дня народження В.І.Леніна; 1988 -1989 – Ленинград – Выставка советского искусства 1920-1930-х годов.

СОЧИНЕНИЯ:

Денисов В.А. Война и лубок. Народная картинка. – Пг., 1916; Новый тип художественной школы // Жизнь искусства, 1922, № 4,с.5-6; Музей и современность // Жизнь искусства, 1922, № 8, с.6 -7; Живопись Эрмитажа // Жизнь искусства, 1925, № 48, с.6 -7; Искусство массам // Театры и зрелища, 1929, № 35, с. 3-5; Дискуссия об АХРРе // Жизнь искусства, 1926, № 38, с.6-7; Эволюция художественного сознания за истекшее десятилетие // Жизнь искусства, 1927, № 4, с. 2-3; Этюдная выставка студентов // Изобразительное искусство, 1941, № 5, с.17-19.

ЛИТЕРАТУРА:

Украинские советские художники. Справочник. К., 1972, с.562; Словарь художников Украины, К., 1973, Художники народов СССР. Библиографический словарь, т.3, М., 1976, с.334; Искусство Украины, К., 1997, с.200; Соловьев В.Д. Русские художники XVIII – XX веков, Днепропетровск, 1996, с.8, 110, 627; Герман М.Ю. Живопись. 1920-1930. Государственный Русский музей. Альбом Москва – Нью Йорк, 1988, с.256; Шихирева О. К истории общества «Круг художников» // Советское искусствознание. Вып 1, М., 1982, с. 297-326; Пианида Б. Полотна певца моря // Вечерний Киев 9.06.1969; Подчекаев О. Первое впечатление. Заметки о выставке // Культура и жизнь15.06. 1969.

Перейти к биографии