• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Владимир Алексеевич Денисов
Россия 1887−1970
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Живописец. Окончил юрид. ф-т Юрьевского ун-та (1911) и Петерб. археолог. ин-т (1914). Одноврем. в 1906−07 учился у А. Васнецова в Москве, в 1907−08 — в студиях Ф. Рерберга и Я. Ционглинского в Петербурге. Жил и работал Петрограде — Ленинграде, с 1929 — в Киеве. Участник выставок с 1915. В 1921−29 профессор ленингр. ВХУТЕИНа, в 1941−42 и 1945−46 — Киевского худ. ин-та. Живописные пейзажи и натюрморты «Мансарды. Зимний городской пейзаж» (1917), «Ветряки» (1928), «Морской прибой» (1937), «Сирень в желтом кувшине» (1945), «Над Днепром» (1947), «Натюрморт со скрипкой» (1956) и др. работы.

Живописец, сценограф, историк искусства, педагог, общественный деятель.

Жил и работал: 1904−1906, 1929−1970 — г. Киев, 1906 -1907 — Москва, 1908 -1929 — Петербург-Петроград. Отец Лады Владимировны Виг-Денисовой — украинской художницы — графика, сценографа, живописца, реставратора и декоратора.

9 (21). 07.1887 в с. Новая слобода Щигровского уезда, Шестопаловской волости, Курской губернии (тепер Курской области) - 14.09.1970, Киев.

Учеба:

1905−1906 — студия Сергея Ивановича Светославского в Киеве,

1906−1907 — у Аполлинария Михайловича Васнецова в Москве,

1908−1912 — у Яна Францевича Ционглинского в Петербурге.

Учился также: 1905−1906 — на юридическом факультете Киевского Университета св. Владимира, 1908−1910 — Петербургского, 1910−1911 — Юрьевского (Дерптского, ныне — Тартусский) университетов, 1911−1913 — в Петербургском Археологическом институте. 1913 -1914 — продолжил художественное образование, посетив музеи Германии, Франции, Испании и работая в кругу тамошних художников того времени.

На выставках участвовал с 1915 года.

В 1926—1929 гг. — член ленинградского общества «Круг художников». Учитель Виктора Михайловича Орєшникова, Алексея Федоровича Пахомова (в Петрограде-Ленинграде), Сергея Алексеевича Григорьева (в Киеве).

ПРЕПОДАВАЛ:

рисунок, живопись, историю искусства — 1919−1921 — во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), 1922−1923 — во ВХУТЕИНе (Высший художественно-технический институт, бывшее училище барона Штиглица), 1923−1925 — в Академии художеств, 1926−1929 — на Высших Государственных курсах искусствоведения (Ленинград), 1929−1941 и 1944−1963 в Киевском государственном художественном институте.

Как художественный критик и искусствовед сотрудничал в газете «День» (1912−1918), 1919−1929 — в журналах «Жизнь искусства», «Театры и зрелища». Одновременно, в 1925—1928 был художником-декоратором в Ленинградском театре «Пролетарський актер» и Оперной студии Ленинградской консерватории. В годы революции принимал активное участие в создании программы нового искусства «Свобода искусства» и в работе новосозданного «Союза деятелей искусства», где сотрудничал с поэтами А. Блоком, С. Есениным, В. Маяковським, режиссером Вс. Мейєрхольдом, композитором С.Прокофьевым. Творчество В. Денисова является характерным примером развития реалистического направления отечественной живописи, сложившегося во второй половине 19-го века и обогащенного достижениями западноевропейских школ. Мастер тонкой светотеневой пространственной живописи с высокой культурой цвета и классически выверенной композицией, с ярко выявленным личностным началом в прочтении мира. В 1920-х годах его произведения характеризуются наличием кубистических («Мансарды», 1917 «Натюрморт с чашкой», 1918 — все — холст, масло) и импрессионистических («Ветряки», 1928) тенденций. Работал в жанрах пейзажа (часто с сюжетной основой) и натюрморта, а также тематической картины. Основная техника — масло, хотя часто обращался к акварели и пастели. Его работам присущ теплый колорит с изысканной гаммой красок и безукоризненный рисунок. Отдавал предпочтение изображению спокойного состояния природы, главная тема — гармония человека и окружающего мира. Для творческой манеры характерен интерес к тоновой градации цвета, стремление к фактурности и выявлению формы предметов.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИИ.

«В первый рейс с новым урожаем», 1937; «Крестьянское восстание в Сорочинцах в 1905 году», 1939−1940; «Двор колхозника в Талгаре», 1942; «И тут следы войны», 1945; «Вечер. Возвращение с виноградников», 1952; «Друзья Сашины и наши», 1968 — все - холст, масло. ПЕЙЗАЖИ: «Зима в Талгаре», 1942, картон, масло; «На Владимирской горке», 1946; «Над Днепром возле Канева», 1947; «На улице в Гурзуфе», 1950; «Вечерняя заря», 1953; «Цветут олеандры», 1958; «Руины генуэзской крепости в Феодосии», 1963; «Десна возле Остра», 1966; «Приближаються сумерки», 1967; «Вид из окна», 1970 — все — холст, масло. НАТЮРМОРТЫ: «Натюрморт с книгами», 1915; «Натюрморт с чашкой», 1918; «Розы в синей вазе», 1946; «Букет на окне», 1953; «Натюрморт со скрипкой», 1959; «Окно. В мастерской художника», 1964; «Книги», 1969 — все -холст, масло.

МУЗЕИ:

Киев — Национальный художественный музей, Киев,

Киевский музей русского искусства;

Санкт-Петербург — Государственный Русский музей.

ВЫСТАВКИ:

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ: 1969 — Киев — Киевский музей русского искусства;

1971 — Киевский государственный художественный институт;

1989 — Национальный художественный музей, Киев

.

РОССИЙСКИЕ И УКРАИНСКИЕ ВЫСТАВКИ: Петроград — 1915 — Выставка современной живописи, 1916 — 2-я выставка современной живописи; 1923 — Выставка картин петроградских художников всех направлений; Ленинград — 1927 — Художественная выставка объединения «Круг»; 1928 — 2-я выставка общества «Круг художников»; 1928−1929 — Современные ленинградские художественные группировки; 1929 — Выставка картин и скульптуры общества «Круг художников»; 1930 — Киев — Выставка ленинградского объединения «Круг художников»; 1937−1938 — Киев- Харьков — Москва — Одесса — Юбилейная выставка произведений художников УССР «Квітуча радянська Україна»; 1939 — Киев — Осіння виставка робіт художників Києва; 1943 — Алма-Ата, Казахстан — Республиканская художественная выставка «Великая Отечественная война»; 1945 — Киев — 8-а Українська художня виставка; 1948 — 9-а Українська художня виставка; 1953 — Друга обласна художня виставка Київського товариства художників; 1957 — Ювілейна художня виставка «40 років Великого Жовтня»; 1967 — Ювілейна художня виставка, присвячена 50-річчю Великого Жовтня; 1970 — Республіканська художня виставка, присвячена 100-річчю від дня народження В.І.Леніна; 1988 -1989 — Ленинград — Выставка советского искусства 1920−1930-х годов.

СОЧИНЕНИЯ:

Денисов В. А. Война и лубок. Народная картинка. — Пг., 1916; Новый тип художественной школы // Жизнь искусства, 1922, № 4,с.5−6; Музей и современность // Жизнь искусства, 1922, № 8, с. 6 -7; Живопись Эрмитажа // Жизнь искусства, 1925, № 48, с. 6 -7; Искусство массам // Театры и зрелища, 1929, № 35, с. 3−5; Дискуссия об АХРРе // Жизнь искусства, 1926, № 38, с.6−7; Эволюция художественного сознания за истекшее десятилетие // Жизнь искусства, 1927, № 4, с. 2−3; Этюдная выставка студентов // Изобразительное искусство, 1941, № 5, с.17−19.

ЛИТЕРАТУРА:

Украинские советские художники. Справочник. К., 1972, с.562; Словарь художников Украины, К., 1973, Художники народов СССР. Библиографический словарь, т.3, М., 1976, с.334; Искусство Украины, К., 1997, с.200; Соловьев В. Д. Русские художники XVIII — XX веков, Днепропетровск, 1996, с. 8, 110, 627; Герман М. Ю. Живопись. 1920−1930. Государственный Русский музей. Альбом Москва — Нью Йорк, 1988, с.256; Шихирева О. К. истории общества «Круг художников» // Советское искусствознание. Вып 1, М., 1982, с. 297−326; Пианида Б. Полотна певца моря // Вечерний Киев 9.06.1969; Подчекаев О. Первое впечатление. Заметки о выставке // Культура и жизнь15.06. 1969.

Читать дальше