войти
опубликовать

Михаил
Абрамович Гордон

Россия • 1913−2003

Биография и информация

советский художник-плакатист, член союза художников и союза журналистов СССР, участник блокадной группы художников «Боевой карандаш», заслуженный художник РСФСР. Признанный мастер политического плаката, занимался книжной графикой, автор театральных афиш и декораций к спектаклям ленинградских театров.
Родился 29.09.1918 года в Петрограде в благополучной многодетной еврейской семье. Мать — Анна Осиповна Гордон (Розенберг), отец — Абрам Осипович Гордон. Учился в художественной школе в Ленинграде. Окончил Московский архитектурный институт в 1936 г. (?), вернулся в Ленинград, где и провёл большую часть жизни. Умер 03.01.2003 в Санкт-Петербурге, похоронен на Большеохтинском кладбище. Первые художественные проекты, в которых Михаил Гордон участвовал как декоратор-оформитель, относятся к концу 1930-х. Он принимал участие в создании праздничного оформления Ленинграда, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (1939) и советского павильона Всемирной выставки в Париже (1937). В годы Великой Отечественной войны лейтенант М.Гордон начал работать как плакатист с художниками ленинградской школы, вошёл в группу блокадных художников «Боевой карандаш». Принимал участие в создании выставки «Героическая оборона Ленинграда», на основе которой вскоре был создан Музей обороны и блокады Ленинграда. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Ленинграда». Расцвет творчества пришёлся на 1960-80-е годы. Темы его произведений были посвящены событиям в жизни советского общества: годовщинам Октябрьской революции и съездам КПСС, первомайским праздникам, достижениям СССР в космосе и др. Оформлял первые полосы праздничных выпусков ленинградских газет, газет «Правда» и «Известия», в том числе выпуск «Правды» от 13 апреля 1961 года с обращением Никиты Хрущёва по случаю первого полёта в космос Юрия Гагарина. Одним из первых включил знаменитый символ СССР — серп и молот в шрифт плаката, впоследствии довольно часто использовал подобные смелые игровые трактовки известных графических символов. Был членом редколлегии московского издательства «Плакат», председателем художественного совета по плакату в Ленинградском отделении Художественного фонда РСФСР. В 1980 г. победил на международном конкурсе политического плаката в Варшаве (с работой «Пушкин и Мицкевич»). В конце 70-х годов некоторое время был вынужден подписывать плакаты, выходившие на первых полосах празднично оформленных газет, навязанным псевдонимом «Г.Михайлов», как того требовало партийное руководство. Как книжный график сотрудничал с Лениздатом, издательством «Искусство». Дипломант 2-й степени Всесоюзного конкурса «Лучшие книги 1965 года» за книгу В. Раздольской «Мазерель». Оформлял спектакли в Государственном академическом театре оперы и балета им. Кирова (балет «Ленинградская симфония» на музыку Дмитрия Шостаковича), Ленинградском государственном театре им. Ленсовета, в Ленинградском государственном академическом Малом театре оперы и балета (балет «Конёк-Горбунок»). Автор многих театральных плакатов и афиш. Автор графического символа фестиваля «Ленинградская музыкальная весна», обложки журнала «Звезда» и ставшего знаменитым плаката с портретом Аркадия Райкина. Основные работы: «Да здравствует XXIV годовщина Великой Октябрьской социалистической революции! Смерть гитлеровским кровавым собакам, стремящимся поработить и ограбить советский народ» (1941), «Подводники! Уничтожайте врага, как его уничтожают Герои Советского Союза подводники Вершинин, Коняев, Трипольский!» (1941), «Слава воинам Ленинградского фронта! Слава трудящимся города Ленина!» (1941), «Тяжело в учении – легко в бою!» (1941), «Все экономьте электроэнергию» (1942; совместно с Е. П. Ефимовым), «За кровь нашего незабвенного Кирова, огонь по фашисткой гадине» (1942), «В Ленинграде нет грани между фронтом и тылом. Все живут одной мыслью, одним духом – всё сделать для разгрома врага. Жданов» (1942), «Разрушим ненавистный «новый порядок в Европе» и покараем его строителей!» (1943), «Подпиской на 2 государственный военный заем ускорим победу над врагом!» (1943), «Выполним задачи, поставленные товарищем Сталиным!» (1943), «Врага с пути сметающий, у победе приведет, великий, наступающий, народной славы год!» (1943), «Уничтожим гитлеровское государство и его вдохновителей!» (1943), «Киров с нами!», «Товарищи красноармейцы! Напрягите все силы! Во что бы то ни стало, преследуйте отступающие войска, бейте их, не давайте им ни часа, ни минуты отдыха», «Да здравствуют артиллеристы и минометчики Красной Армии!», «Теперь, мы можем ударить как можно сильнее, чтобы добить врага», «Привет войскам Ленинградского фронта, отстоявшим Ленинград и полностью освободившим его от вражеской блокады!», «Вперед, за полное освобождение родной земли!», «Близок час расплаты!» (все –1944). Многие его плакаты конца 1944 – начала 1945 годов проникнуты ожиданием счастья Великой Победы, в них художник мастерски изображает улыбающихся летчиков, солдат, светящиеся лица родных и близких, с нетерпением ждущих возвращения героев: «С новым годом! С грядущей победой!» (1944), «Победа близка! Больше помощи фронту!» (1944), «Слава нашему великому народу, народу победителю!», «Слава сталинским соколам!», «Тяжело в учении – легко в бою!», «Учись бить врага на славу», «XXVIII лет Октября», «С победным Октябрем!», «Все на выборы в Верховный Совет СССР!», «Дадим стране победный урожай!», «Конституция СССР» (все –1945), «Обеспечим бесперебойную работу тракторного парка на весеннем севе!» (1946), «Да здравствует Красная Армия – армия победительница» (1946), «Обеспечим бесперебойную работу тракторного парка на весеннем севе!» (1946), «Поздравляю с днем Победы!» (1946), «Под счастливой звездой» (1946), «Молодежь Ленинграда! Превратим наши водные и гребные станции в очаги массового спорта!» (1946), «Да здравствует созданный волей народов, единый, могучий Советский Союз!» (1947), «Да здравствует ленинско-сталинский комсомол!» (1948). Ряд плакатов создал в соавторстве с художниками Л. Н. Ореховым, Л. Г. Петровым («Мы победим!», 1943; «Слава Сталинским соколам!», 1945; «Слава советским войскам, водрузившим Знамя Победы над Берлином!», 1945; «Слава победителям!», 1945; «Молодежь! Занимайся спортом закаляй себя к труду и борьбе!», 1945; «Молодежь Ленинграда! Превратим наши водные, и гребные станции в очаги массового спорта!», 1946). В послевоенные годы продолжил работу в области политического («Слава труду!», 1961; «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», 1963; «Партия и народ едины», 1963; «Мир народам», 1964; «Ленин», 1968; «Слава вождю Октября! Слава его героям!», 1971; «Его величество рабочий трудом навеки мир упрочит!», 1980) и театрального плаката, сотрудничал с Лениздатом, издательством «Искусство» и другими. Исполнил афиши для цирка, театра и кино (1948–1961). С 1958 года состоял в творческом коллективе ленинградских художников и поэтов «Боевой карандаш».С 1950-х Михаил Гордон оформляет спектакли для театра имени Ленсовета, Ленинградского государственного академического Малого театра оперы и балета, Государственного академического театра оперы и балета им. Кирова, других ленинградских театров. Получает диплом 2-й степени на всесоюзном конкурсе «Лучшие книги 1965 года» за книгу В. Раздольской «Мазерель» (1965). В 1960–80-е годы его работы были посвящены событиям в жизни советского общества: годовщинам Октябрьской революции и Великой победы («Слава победителям!», 1969), съездам партии, первомайским праздникам, достижениям СССР в освоении космоса и другим важным событиям страны. Оформлял первые полосы праздничных выпусков ленинградской прессы, газет «Известия» и «Правда», в том числе выпуск «Правды» от 13 апреля 1961 года с обращением Никиты Хрущёва по случаю первого полёта в космос Юрия Гагарина; к 20-летию прорыва блокады Ленинграда («Ленправда», 1964); «С десятой пятилеткой!» («Правда», 1976); «60 лет Великому Октябрю!» («Ленправда», 1977); Новогоднее обращение Михаила Горбачева («Известия», 1986). Художник М. Гордон автор графического символа фестиваля «Ленинградская музыкальная весна», обложки журнала «Звезда» и ставшего знаменитым плаката с портретом Аркадия Райкина. Он одним из первых включил знаменитый символ СССР – серп и молот в шрифт плаката, впоследствии довольно часто использовал подобные смелые игровые трактовки известных графических символов. Был членом редколлегии московского издательства «Плакат», председателем художественного совета по плакату в Ленинградском отделении Художественного фонда РСФСР. В 1980 годы победил на международном конкурсе политического плаката в Варшаве (с работой «Пушкин и Мицкевич»). Графические и тиражные работы Михаила Гордона находятся в РГБ (Москва), Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург), Государственном историческом музее (ГИМ), Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда, Государственном музее истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), Государственном музее политической истории России (ГМПИР, Санкт-Петербург), Государственном центральном музее современной истории России (ГЦМСИР), Военно-историческом музее Тихоокеанского флота (ВИМТОФ), Вологодской областной картинной галерее (ВОКГ), Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее (ОГИКМ), Пермской государственной художественной галерее (ПГХГ), Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Саратовском областном музее краеведения (СОМК), Мемориальном музее космонавтики (ММК), Новороссийском историческом музее-заповедние (НИМЗ), Дзержинском краеведческом музее, Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей, ГЛМ), Литературно-художественном музее-усадьбе «Приютино», Ярославском музее-заповеднике, Ярославском художественном музее (ЯХМ). Около двух десятков оригинальных макетов и тиражных плакатов художника находятся в частной коллекции в Москве; тиражные плакаты есть в частных собраниях в Англии, Германии, США и других странах.