войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Илларион
Владимирович Голицын

Россия • 1928−2007

Один из наиболее известных московских художников графиков второй половины XX века трагически погиб в ДТП.

В 1946-1953 годы И.В. Голицын учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (б.Строгановское), в 1957 году изучал технику офорта в студии им. И.И.Нивинского.

Илларион Голицын родился в 1928 году в Москве, но через три года, после ареста отца, семья художника переехала в город Дмитров. Своего отца В. М. Голицына, иллюстратора книг, художник считает первым наставником. Становлению художника способствовал своими советами П. Д. Корин. В 1953 году Голицын закончил факультет по художественной обработке дерева Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановского) и стал работать над проектами интерьеров для волжских кораблей "Ленин" и "Советский Союз" в Московском архитектурном бюро судостроительной промышленности.

Знакомство художника с В.А.Фаворским и И.С.Ефимовым 1950 году стало переломным моментом в его жизни. Илларион Голицын вошел в круг Фаворского и навсегда принял эстетические и нравственные нормы, лежащие в основе безупречного профессионализма, который культивировался в "новогиреевском доме", бережно сохранявшем традиции русской художественной культуры независимо от того, "какое тысячелетье на дворе".

Беспредельная преданность Фаворского искусству, его образованность и широта интересов привлекли Голицына. Чудо превращения доски в бесценный по своему совершенству предмет искусства произвело неизгладимое впечатление на молодого художника. Голицын видел, как Фаворский делал оттиски со своих линогравюр из "Самаркандской серии". Молодой художник был также под впечатлением первой выставки мексиканской гравюры в Москве, поразившей его монументальной силой и экспрессией образов. В Сормове, где шла работа по отделке интерьеров кораблей, в часы досуга он пробовал резать на линолеуме.

В 1960-е годы Илларион Голицын работает в линогравюре и ксилографии. Лирическое дарование художника нашло совершенные формы выражения, - его работы пронизаны светом, растворяющим ненужные детали. Мастер виртуозно пользуется классическими приемами ("черное на белом" и "белое на черном"), постоянно меняет их местами, поэтому изображение то усиливается жесткой линией, то истаивает на глазах. Лучшие гравюры художника, принадлежащие эпохе "сурового стиля", стали его самым поэтическим воплощением.

В 1970-е годы Иллариона Голицына более занимает рисунок. В это время на смену громогласной "манежной" форме, ориентированной на большие выставочные пространства, приходит "тихая графика", подчеркнувшая новые черты в характере графического искусства. И оказалось, что рисунки художника легко и естественно отзываются на тихий призыв времени.

В 1980-е и 1990-е годы предпочтение мастера отдано акварели и живописи. Цветовая гамма во многом определялась излюбленными сюжетами - интерьерами и портретами, связанными темой исторической памяти.

(Источник: сайт Русского музея)

Библиография

1. Голицын Илларион. Живопись. Акварель. Рисунок. Гравюры. Каталог выставки. Автор предисловия Ю.Герчук. М., 1979.

2. Голицын Илларион Владимирович. Каталог. Автор вступительной статьи К.В.Безменова, Е.С.Левитин. М., 1970.

3. Голицын Илларион Владимирович. Выставка произведений. Москва. 1988. Живопись. Графика. Скульптура. Каталог. Автор вступительной статьи Г.Поспелов. М., 1988.

4. Мурина Е. Противостояние. О выставке произведений скульптора А.Пологовой и И.Голицына. Москва. Февраль-март 1989 г. "Творчество", 1989, №8.

5. Шевелева В.Т. Илларион Владимирович Голицын. М., 1970.

Литературные труды И.В.Голицына.

1. Голицын И. Быть самим собой. О работе автора над серией гравюр "Времена года". "Творчество", 1969, №5.

2. Голицын И. Было так... Из воспоминаний художника. "Декоративное искусство", 1990, №6.

3. Илларион Голицын. Боюсь стать слишком взрослым. "Культура", 1994, 14 мая.

4. Голицын И.В. Раздумья о композиции. В сб.: "Пути и перепутья -4". М., 1999.

Перейти к биографии