Регистрация
Александр Осипович Орловский
Александр
 Осипович Орловский
Россия 1777−1832
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

1777 Варшава — 1832 Петербург

Учился в Варшаве у Я. П. Норблина, М. Баччарелли (1893), брал уроки у гравера Б. Фолино и миниатюриста В. Лесера. Работал в Петербурге с 1802. Придворный художник Великого князя Константина Павловича (1802−1831). В 1809 получил звание академика батальной живописи Императорской академии художеств. Причислен к Генеральному штабу для сочинения рисунков военных костюмов (в 1819). Путешествовал по России — Кавказу, Киргизии, Башкирии, посетил Персию (1816−1819).

А. О. Орловский родился в обеспеченной польской семье. Отец его содержал корчму в провинциальном городке Седлеце, где мальчика и его первые талантливые рисунки увидела княгиня Изабелла Чарторижская. Покровительствуя незаурядному дарованию, она отправила Орловского (ок. 1793) на обучение в варшавскую мастерскую художника Я.-П. Норблина, бывшего придворным живописцем князей Чарторижских. Ранний, варшавский период творчества художника отмечен интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в восстание под предводительством Т. Костюшко. Существуют зарисовки Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события («На бивуаке», «Группа солдат Костюшко в лагере», «Битва под Рацлавицами», все 1798, и др.). В 1802 г. художник приехал в Петербург, где и прожил до конца жизни. Вначале судьба была к нему благосклонна. Покровительство А. Чарторижского, близкого к императору Александру I, способствовало тому, что Орловский оказался на службе у великого князя Константина Павловича. Уже с 1803 г. он значился в списке «получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям». В Мраморном дворце, принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из трех комнат с окнами на Неву. Талантливый рисовальщик, Орловский создал многочисленные карандашные, акварельные, пастельные произведения романтического характера. Недаром А. С. Пушкин посвятил ему строки своего известного стихотворения: Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! Всадники на вздыбленных конях, кораблекрушения и бури на море — таковы сюжеты его композиций того времени. После создания картины «Бивуак казаков» (1809) его удостоили звания академика «как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии». Большое место в творчестве художника занимал портрет. Яркая индивидуальность и выразительность свойственны «Автопортрету в красном плаще» (1809) и «Автопортрету в черкеске» (ок. 1820). Сильный характер и романтический пафос сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн. Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением черного итальянского карандаша с красновато-охристой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской (1816). Жанровые акварельные зарисовки, изображавшие типы рабочего люда Петербурга — разносчиков, каменщиков, стекольщиков, составили целую серию, предвосхитившую более поздние произведения И. С. Щедровского и А. Г. Венецианова. В рисунках и литографиях 1810-х гг. получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: «Бега на Неве», «Лихач» и др. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки «Привал арестантов», «Нищие крестьяне у кареты» (оба 1815) и др. С 1816 г. художник одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников («Тетради на тему русского народного быта», 1825−26, и др.). Человек широкого кругозора, прогрессивно настроенный, художник состоял членом масонской ложи «Соединенные друзья», а также ложи «Палестина», запрещенных Александром I и потому строго законспирированных. Знакомый с представителями театральной и литературной среды Петербурга, он общался с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили и ценили его. И. А. Крылов заказывал художнику иллюстрации для изданий своих басен. Кроме того, Орловский исполнил портрет знаменитого баснописца (1812). Однако после кончины великого князя Константина Павловича Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию. Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это продолжалось недолго. Подорванное здоровье, отсутствие поддержки привели художника к смерти.

Читать дальше
Работы понравились

Лента
Александр Осипович Орловский. Киргиз на лошади.
Киргиз на лошади.
Александр Осипович Орловский
1807, 42.5×31.5 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Александр Осипович Орловский. Автопортрет.
Автопортрет.
Александр Осипович Орловский
1807, 21.9×16.4 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 14 работ
Александр Осипович Орловский. Портрет А. П. Ланского
0
Портрет А. П. Ланского
1813
Александр Осипович Орловский. Шарж на Д. Кваренги
0
Шарж на Д. Кваренги
24×37 см
Александр Осипович Орловский. Шарж
0
Шарж
24×36 см
Александр Осипович Орловский. Автопортрет в черкеске
0
Автопортрет в черкеске
107×143 см
Александр Осипович Орловский. Два всадника-башкира
0
Два всадника-башкира
1814, 18×20 см
Александр Осипович Орловский. Рядовой лейб-гвардии Казачьего полка
0
Рядовой лейб-гвардии Казачьего полка
Александр Осипович Орловский. Два казака на коне
0
Два казака на коне
Александр Осипович Орловский. Автопортрет (Автопортрет в красном плаще)
0
Автопортрет (Автопортрет в красном плаще)
1809, 51×40 см
Александр Осипович Орловский. Горец на коне
0
Горец на коне
1800-е , 49×36.5 см
Посмотреть все 14 работ художника
HELP