войти
опубликовать

Степан
Филиппович Галактионов

Россия • 1779−1854

1779 - 1854-6-20

Воспитанник Академии художеств с 1785 г. по 1800 г. В 1799 г. причислен к гравировальному пейзажному классу; в 1800 г. – звание художника XIV класса. В 1808 г. – академик; в 1830 г. – советник Академии художеств и управляющий пейзажным гравировальным классом; в 1831 г. – профессор 3 степени; в 1851 г. – звание заслуженного профессора по части гравирования на меди. Награвировано Галактионовым свыше 200 гравюр. Кроме гравюры и живописи, он занимался литографией и в 1823 г. начал издавать листами «Литографическую школу сельских видов». Гравер по части пейзажа (см. живописцев).

(Кондаков)

Обучаясь в Петербургской АХ (с 1785 г.), С. Ф. Галактионов специализировался на пейзажной живописи. Но живописцем он так и не стал, а последние годы учебы отдал граверно-ландшафтному классу. Получив в 1800 г. аттестат 1-й степени, начал заниматься пейзажной гравюрой, сначала вместе со своим педагогом И. С. Клаубером, потом самостоятельно, и вскоре приобрел репутацию мастера в этом виде искусства. Работал гл. обр. в технике резцовой гравюры в сочетании с офортом; в нач. 1820-х гг. одним из первых в России овладел техникой литографии. Написав одну картину - "Вид гранильной фабрики в Петергофе" (1808), - Галактионов получил за нее звание академика, но больше к живописи не обращался. В 1817 г. он начал преподавать в АХ резцовую гравюру, в 1831-м стал профессором 3-й степени, а в 1850-м - заслуженным профессором.

Галактионов исполнил первые иллюстрации к поэме А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан" (1827), иллюстрации к басням И. А. Крылова (1815, 1825), гравюры для атласа "К путешествию вокруг света" И. Крузенштерна (1807-12). Кроме того, ему принадлежат гравюры, украсившие оба выпуска (1833, 1834) знаменитого альманаха "Новоселье", посвященного переезду книжной лавки А. Ф. Смирдина в новое помещение. Со временем резцовая гравюра стала терять популярность, на смену ей пришла литография - техника более универсальная и массовая. Галактионов освоил и ее: уже в начале 1820-х гг. он исполнил прекрасные пейзажи для "Собрания видов Санкт-Петербурга и его окрестностей". Он не был выдающимся художником, но любил свою профессию и отлично владел ею; его работы радуют тщательностью и красотой отделки, а там, где это бывало нужно, - и документальной точностью. Трудился он до самой смерти.

Перейти к биографии