Наум Габо (Неемия Беркович Певзнер, 5 августа 1890, Брянск, Россия – 23 августа 1977, Уотербери, США) – советский, британский, немецкий, американский скульптор, архитектор, дизайнер, один из идеологов и теоретиков конструктивистского искусства.
Особенности творчества художника Наума Габо: первые значительные скульптуры Габо создал в Норвегии во время Первой мировой войны, а заодно изобрел уникальную технику построения фигур – стереометрическую. Одна из этих скульптур, «Голова №2» хранится сейчас в галерее Тейт в Лондоне – женский бюст, собранный из металлических пластин. Это был своеобразный опыт переноса идей кубистов в трехмерное пространство, разложивших изображение на проекции, в трехмерное пространство. Габо, получившего техническое образование, называют также автором первой в истории искусства кинетической скульптуры «Стоящая волна»: изогнутая металлическая пластина, которая приводилась в движение мотором.
Наум Габо прославился скульптурными экспериментами со стеклом, плексигласом, струнами. В этих материалах его привлекала возможность строить композицию, которая будет просматриваться насквозь и включать в себя незаполненное воздушное пространство наравне с материальными элементами. В поздних работах Габо вдохновляется уже не технически совершенными пространственными построениями, а ботаническими, органическими формами. В частности, иллюстрациями Эрнста Геккеля.
Известные скульптуры Наума Габо: «Голова №2», «Стоящая волна», «Колонна», «Конструкция в пространстве (Кристалл)»
Наум Певзнер родился в России, в семье, для которой научный прогресс считался главной ценностью и достижением современного мира. Когда родители переехали в Мюнхен, Наум, конечно, поступил в Техническую школу, где его учителями были Альберт Эйнштейн и Вильгельм Конрад Рентген. Закончить обучение Науму помешала Первая мировая война.
Во время войны он живет в Норвегии, где берет псевдоним (чтоб его не путали с братом, тоже художником) и начинает экспериментировать со стереометрическими скульптурами. Не имея художественного образования, он изобретает совершенно новую систему построения объекта в пространстве, наверняка, опираясь на свои юношеские технические и математические изыскания.
Следующие 5 лет Наум Габо проживет в России – он принял революцию безусловно и верил, что вместе с ней наступит долгожданное обновление искусства. Он сотрудничал со ВХУТЕМАСом и сделал первую кинетическую конструкцию в этот российский период – «Стоящая волна». Достаточно быстро ему, однако, становится понятно, что авангардные идеи в искусстве новой советской страны перестают удовлетворять ее идеологов. Науму Габо удается вовремя покинуть страну.
Следующие 10 лет он проведет в Берлине: участвует в выставках, создает сценографию для балета Дягилева «Кошка», читает лекции в знаменитом Баухаузе, пробует разрабатывать архитектурные проекты, становится настоящей знаменитостью. Но и отсюда ему придется уехать во избежание преследований. В 1933 году, с приходом к власти нацистов, Габо уезжает в Париж, а потом в Англию. Не удивительно, что в британской галерее Тейт хранится такое количество важных работ скульптора – его считают главным британским идеологом искусства конструктивизма, вдохновителем и учителем целого поколения местных художников, ему, наконец, вручили орден Британской империи.
Последние 30 лет жизни Наум Габо провел с семьей в США – в этой стране он задержался дольше, чем где бы то ни было: преподавал в Гарварде, написал важные теоретические работы, проектировал и даже сам занимался установкой монументальных авангардных скульптур в разных городах мира.