Регистрация
Анри Руссо
Франция 1844−1910
Подписаться156             
Подписаться156             
Биография и информация
 
Героев своих портретов Анри Руссо измерял складным метром. Всю жизнь мечтал быть реалистом, ориентировался на законы академической живописи, даже не подозревая, насколько он больше их. О его жизни говорить немного неловко и ощутимо больно — так бывает, когда видишь, как хорошего, но смешного и несуразного человека травят тоже хорошие, в сущности, люди. Просто потому что он — такой, смешной и неловкий. И вместе с тем говорить о нём — радостно. Потому что уже знаешь, что у него всё получилось, не так, как ему хотелось, а гораздо лучше.

— А ведь они правы, Анри, — сказал Винсент. — Мы и есть сумасшедшие!
 — Так не пойти ли нам выпить по стаканчику? — предложил Руссо.
(Ирвинг Стоун «Жажда жизни»)

Анри Руссо: всё начиналось скромно

Анри Руссо (Henri Julien Felix Rousseau) родился в небольшом французском городке Лаваль в семье бедного жестянщика. У него было две старшие сестры и младший брат. Семья едва сводила концы с концами. В школе Анри не блистал, хотя в математике и музыке демонстрировал успехи. После поступил в адвокатское бюро. И почти сразу столкнулся с последствиями своего наивного отношения к жизни — в результате подстрекательства украл небольшую сумму из бухгалтерии. Грозила тюрьма, вместо годовой отсидки он выбрал 7 лет военной службы. Ему на тот момент 19. Ратных подвигов на свой счет Руссо не запишет. Полк его не покидает Францию. Хотя впоследствии он будет поддерживать легенду о том, что побывал во время службы в Мексике, и именно оттуда «корни» его тропических растений.

В 1868 году умер отец Руссо, Анри как единственный кормилец в семье был освобожден от дальнейшей службы. Он устроился судебным приставом и снял жилье в Париже. Сразу же влюбился в дочь хозяйки Клеманс и вскоре женился на ней. Карьерный рост ему явно не светил — коллеги его считали малость придурковатым и очень странным. А сам он неимоверно страдал от необходимости ходить по жилищам и без того обездоленных людей, накладывая арест на их имущество. Ему ли не знать, каково это, если дом его отца тоже был за долги выставлен на торги? Он уходит с этой должности и в 1871 году устраивается на работу в парижскую таможню Акцизного департамента.

Таможенник приходит на таможню и в галереи

Пройдет немало лет, прежде чем с легкой руки земляка Руссо поэта Альфреда Жари слово «таможенник» начнут писать с большой буквы, подразумевая этого ни на кого не похожего художника-самоучку. На таможне он проработал 15 лет. Говорили, он прямо на рабочем месте устанавливал мольберт и самозабвенно рисовал. Поздние «таможенные пейзажи» сохранились («Таможенная застава«).

В свободное от работы время он ходил в Лувр и писал копии картин старых мастеров. В 1885 году Руссо подал заявку на участие в свободном Художественном салоне на Елисейских полях. Он представил копии и две собственные картины. Общеизвестна легенда, что одну из них какой-то неуравновешенный посетитель изрезал ножом, но подтверждающих это фактов нет.

В следующем году Руссо впервые участвовал в выставке Салона независимых, и с этой поры его картины регулярно выставлялись в Салоне. Молодые задиристые художники подначивали пожилого, с их точки зрения, Руссо (ему за сорок!) и посмеивались над ним, публика же у его картин просто хохотала. Но имеющие очи — уже тогда увидели. Какой-то остряк подвел к «Карнавальному вечеру» Таможенника Камиля Писсарро, обещая, что он сейчас повеселится. Писсаро же замер перед картиной в восторге. А Поль Гоген восхищался «Мальчиком на скалах» и умением Руссо использовать черный цвет.

Личная жизнь Таможенника

Анри и Клеманс Руссо жили бедно, но счастливо, относились друг к другу с необычайной нежностью. Помимо живописи, Руссо очень любил музыку, часто играл жене на скрипке и даже сочинил для нее «Вальс Клеманс». Единственное, что омрачало их счастье — слабость Клеманс, она болела туберкулезом. Потому и дети рождались болезненные. Из девяти детей семеро умерли в младенчестве, выжили дочь Жюли-Клеманс и сын Анри-Анатоль. В 1888 году не стало Клеманс. Руссо тяжело переживал ее уход. Дочь он отдал на воспитание своему брату, сам остался с сыном.

В 1893 году по выслуге лет Анри Руссо вышел на пенсию. В 50 лет художник с сыном переезжает на Монпарнас, тогда еще только набирающий славу излюбленного места художественного авангарда. Руссо влюбляется в свою новую соседку Жозефину. Она замужем и поначалу остается холодна к его признаниям. Вскоре умер ее муж, а через некоторое время скончался сын Руссо. Эта трагедия смягчила сердце Жозефины, и в 1898 году она согласилась стать женой художника. Жозефина работает в канцелярском магазине и продает там в том числе картины мужа. Сам Руссо дает уроки, рисует, а по выходным устраивает бесплатные обучающие классы для всех желающих. Увы, через пять лет Анри Руссо во второй раз становится вдовцом.

Кто же он, Таможенник?

Переломным моментом стало знакомство с Робером Делоне. В отличие от Руссо, тот прекрасно себя чувствовал не только у мольберта, но и в любом обществе. Он во многом способствовал популярности Руссо. Благодаря Делоне, Руссо к старости выбрался из бедности.

Среди богемной молодежи пользовались популярностью так называемые «вечера у Таможенника». Руссо приглашал художников, поэтов и просто приятелей, музицировал им, показывал свои картины. И совершенно не реагировал на то, что большинство этих приятелей приходят посмеяться над ним.

«Руссо — совершенство наивного образа жизни», — так характеризовал его Пикассо. Шумные компании наполняли его дом, надушенные дамы в узких перчатках манерничали, франтоватые щеголи строили из себя прожженных знатоков жизни и пытались выглядеть особо остроумными на фоне этого смешного старика. Подруга Пикассо Фернанда Оливье вспоминала: «Он легко краснел, когда кто-то ему возражал или когда ему было неловко. Он поддакивал всему, что ему говорили, но чувствовалось, что он держится отстраненно и просто не решается высказать свои мысли».

Но не всё так однозначно. Простак Руссо состоял в масонском ордене, и об этой части его жизни практически ничего неизвестно, кроме самого факта. Метко ответить на язвительные нападки он тоже умел при случае, хотя и делал это крайне редко. На одной из выставок Салона независимых центральное место было отдано под картины Дега, а Руссо отведен небольшой закуток. Эдгар Дега подошел к Руссо и высокомерно завел речь: «Видел я, мсье Руссо, вашу… эээ… живопись», — и сделал паузу, собираясь продолжить в том же духе. На что Руссо спокойно ответил: «Да-да, мои полотна здесь есть. А вы, мсье Дега, извините, где нынче выставляетесь?».

На один из вечеров к Руссо пришел познакомиться Ван Гог. Пока богемная молодежь хохотала и язвила, он был молчаливым и серьезным. Остался, когда все ушли, и тихо сказал: «Снимите маску, Руссо. Поймите, я тоже крестьянин и художник».

В 1907 году Руссо снова столкнулся с законом и снова по причине своего простодушия: поверив в затруднения приятеля, он подделал чек. Ему грозило тюремное заключение. По одним сведениям, он был освобожден из-под стражи, потому что проявил на суде невероятную наивность. Было очевидно, что вины его нет, и единственное, что его беспокоит — возможность как можно скорее вернуться к краскам. Впрочем, по другой версии, суд сразила не только наивность обвиняемого, но и слово, замолвленное за него высокопоставленным чиновником, тоже членом франкомасонского ордена.

65-летний Анри Руссо снова влюблен, но объект его чувств, 59-летняя вдова Леония, над ним лишь насмехается. Третий брак так и не состоялся, а в 1910 году у Руссо в результате неудачной обработки раны образуется гангрена, и он умирает. Но завершим историю об Анри Руссо мы вовсе не этим печальным фактом, а рассказом об известном приёме в его честь.

Знаменитый приём у Пикассо

«Чествование Руссо», устроенное Пабло Пикассо в 1908 году в мастерской в Бато-Лавуар, стало в своем роде легендой. Кто-то говорит, что банкет был данью уважения неоцененному таланту Руссо, кто-то настаивает на розыгрыше. Скорее всего, верны оба варианта.

Пабло Пикассо и его подруга Фернанда Оливье установили во главе стола «трон» для Руссо. Фернанда позже вспоминала, что в тот вечер через мастерскую Пикассо прошел чуть ли не весь Монмартр. Звучали приветственные речи во славу Таможенника, он играл «Вальс Клеманс», вино лилось рекой. В разгар гулянья растроганный Руссо шепнул Пикассо: «Мы — два самых великих художника эпохи».

Для усиления торжественности над головой Руссо были подвешены канделябры с горящими свечами, в какой-то момент с них начал капать воск, но, не желая прерывать произнесение речей и это празднование, в которое искренне верит и даже плачет от волнения, Руссо остается на месте. Постепенно на голове его образуется восковой налет. И это, пожалуй, самый пронзительный образ его жизни. Наивный, ни на кого не похожий, искренний и неловкий, талантливый Таможенник Руссо среди то ли восхваляющих, то ли смеющихся над ним, играющий для этих людей на скрипке, в то время как на голову ему каплет горячий воск…

Автор: Алена Эсаулова
Читать дальше
Работы понравились
Nadin
Nikita Shalagin
+34

Лента
Влад Маслов
добавил 4 работы Анри Руссо в коллекцию -
Анри Руссо. Девочка с куклой (Ребёнок с куклой)
Анри Руссо. Мебельная фабрика в Альфорвиле
Анри Руссо. Повозка Жюни
Анри Руссо. Свадьба
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Анри Руссо. Голодный лев, нападающий на антилопу
Голодный лев, нападающий на антилопу
Анри Руссо
1905,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 154 работы
Анри Руссо. Спящая цыганка
2
Спящая цыганка
1897, 200.7×129.5 см
Анри Руссо. Заклинательница змей
1
Заклинательница змей
1907, 190×169 см
Анри Руссо. Война (Всадница раздора)
5
Война (Всадница раздора)
1894, 195×114 см
Анри Руссо. Сон
2
Сон
1910, 298×204 см
Анри Руссо. Портрет- пейзаж (Автопортрет)
1
Портрет- пейзаж (Автопортрет)
1890, 113×146 см
Анри Руссо. Поэт и Муза (Муза, вдохновляющая поэта)
2
Поэт и Муза (Муза, вдохновляющая поэта)
1909, 146×97 см
Анри Руссо. Малакоф
0
Малакоф
1898, 55×45 см
Анри Руссо. Столетие свободы
1
Столетие свободы
57×110 см
Анри Руссо. Джунгли на экваторе
0
Джунгли на экваторе
1909, 129×140 см
Посмотреть все 154 работы художника
HELP