войти
опубликовать

Эрнст Людвиг
Кирхнер

Германия • 1880−1938

Биография и информация

Эрнст Людвиг Кирхнер (нем. Ernst Ludwig Kirchner, 6 мая 1880, Ашаффенбург, Германия – 15 июня 1938, Фрауенкирх-Вильдбоден, Швейцария) – немецкий художник-экспрессионист, основатель авангардного художественного объединения «Мост», первого объединения, заявившего о принципах экспрессионизма.

Особенности творчества художника Эрнста Людвига Кирхнера: современный город на картинах Кирхнера – опасный, развратный, рискованный, грязный. Это город одиночества и отчаянья, город, в котором траектории пути пешеходов не пересекаются, а взгляды скользят мимо друг друга. Искаженная перспектива улиц и площадей заставляет здания, людей, трамваи дыбиться, неестественный искусственный свет ночного города искажает лица и цвета. Ощущение опасности стирается только в поздних пейзажах Кирхнера, написанных в Швейцарии, но это все же мистический, трагический мир, зыбкий и такой же одинокий, как большой город.

Известные картины Эрнста Людвига Кирхнера: «Уличная сцена», «Автопортрет в солдатской форме», «Потсдамская площадь», «Лежащая обнаженная перед зеркалом», «Зимний пейзаж в лунном свете».

Эрнст Людвиг Кирхнер основал художественное объединение «Мост» вместе с тремя друзьями и единомышленниками. Это была первая авангардная группа художников, сформировавшая и отпечатавшая собственный манифест в виде гравюры. Они заявили о разрыве с академическим искусством и о начале грандиозной стройки – виртуального моста из средневекового, готического искусства прямо в современность, от Дюрера и Кранаха-старшего, минуя уже давно безжизненную академическую традицию, - к собственным поискам нового языка в живописи.

Ко времени создания «Моста» Эрнсту Кирхнеру было 25 лет, он закончил учиться в Высшей технической школе Дрездена на архитектора, а значит досконально изучил еще и перспективу и рисунок. В дрезденской мастерской Кирхнера впервые прошло собрание участников группы: Фрица Блейля, Карла Шмидта-Ротлуфа и Эриха Хеккеля. Эти четверо придумали нудистские выездные пленэры. Они отправлялись на остров Фемарн или Морицбургские озера, купались нагишом вместе с натурщицами и любовницами, занимались гимнастикой на берегу и много писали обнаженную натуру. В культе дикого, варварского образа жизни, конечно, сыграли большую роль Этнографические музеи, которые тогда как раз начинают открываться в Германии: маски, идолы, утварь из Океании, Африки и Азии. Этот провинциальный, юный дрезденский период – самый счастливый для Кирхнера.

В 1911 году художник переезжает в Берлин, шумный, быстрый, лихорадочный, беспощадный. Здесь для Кирхнера быстро все меняется: частная художественная школа, в которую очень верили участники «Моста», особым успехом не пользовалась и закрылась через год после открытия, каждый из четверых друзей-художников, окрыленный возможностями мегаполиса, удаляется от других в поисках собственного пути и стиля. Через два года группа была распущена. Одинокий и растерянный, Кирхнер проводит вечера на улицах, рисует десятки этюдов, пытаясь уловить ритм города, дышит его наэлектризованным, тревожным воздухом, наблюдает за мелькающими каблуками прохожих, проститутками и ворами, дельцами и бродягами. Предвоенная обреченность и нервное ожидание неизбежного.

В сентябре 1914 года Кирхнер идет добровольцем на войну, его принимают водителем в артиллерийский полк. Уже в 1915 году художник вернется в Берлин, уволенный из армии с тяжелым психическим расстройством: приступы были настолько сильными, что приводили к параличу рук и ног. Морфий, алкоголь, санатории в Швейцарии, страшные сны и страшные автопортреты. Уйдут годы на то, чтоб послевоенный психоз утих, а дозы морфия настойчивым врачам удалось хотя бы снизить до допустимых. Месяцы лечения от нервного срыва, периодические боли и паралич перемежаются с неделями достаточно успешных выставок и первых финансовых успехов. Эрна Шиллинг, верная возлюбленная Кирхнера, с которой он познакомился за несколько лет до войны, навещает художника в санатории и ведет его бизнес в Берлине. Она будет рядом до конца жизни Кирхнера.

С 1918 года художник живет в Швейцарии. Он снимет комнату в Давосе, смастерит мебель и долго будет украшать ее резьбой, своему врачу напишет, что живет спокойно и размеренно, рисует эскизы узоров для ковров. Его живопись становится светлой и все более абстрактной. Выставки работ с шумным успехом проходят в разных городах Германии и Швейцарии, он избран членом Прусской академии искусств. Кирхнер теперь уже никогда не чувствовал себя здоровым – и ему стоило больших усилий поддерживать эмоциональное и физическое равновесие. Депрессии и болевые приступы сменялись периодами покоя.

Но даже издалека, из-за границы и задолго до огромной катастрофы он почувствует неотвратимую опасность. В 1933 году, с приходом к власти в Германии национал-социалистов Кирхнер лишается всего: его картины конфискованы из музеев, он исключен из Академии, после выставки «Дегенеративное искусство» работы не продаются. «Мы создавали «Мост», чтобы поддержать исконное немецкое искусство, созданное в Германии. А теперь оно объявляется ненемецким. Боже мой, это меня расстраивает!» - пишет Кирхнер. В 1938 году Кирхнер узнает о том, что Германия захватила Австрию, и с ужасом ждет захвата Швейцарии. Во дворе собственного дома он покончит с собой, не сомневаясь, что в мире разыграется новая трагедия, еще одна война, которую он уже не в силах будет пережить.

Автор: Анна Сидельникова