войти
опубликовать

Петр
Петрович Верещагин

Россия • 1836−1886

Биография и информация

(02(14).01.1834, г. Пермь – 16(28).01.1886, г. Санкт-Петербург), живописец, пейзажист-перспективист. Учился живописи у отца, деда И. В. Бабина и А. У. Орлова, позже в Академии художеств (1858-1865, Санкт- Петербург). За время учёбы был удостоен малой и большой серебряных медалей. За картину «Вид Нижнего Новгорода» (1865) – звания классного художника 3-й степени, за «Вид Динабурга» и «Рынок в Нижнем Новгороде» (1867) – 2-й степени, за «Вид из окрестностей Люцина» (1868) – 1-й степени, за «Вид Кремля» и «Толкучий рынок в Москве» (1871) – академика. В 1866-1870 гг. преподавал рисование в уездных училищах Витебской губернии. С 1871 г. жил в Петербурге. С 1860 г. участвовал в выставках АХ (Акдемии художеств), Московского об-ва любителей художеств (МОЛХ), Об-ва поощрения художеств (ОПХ) и во всемирных – в Филадельфии (1876), в Париже (1878). Писал в основном виды городов. Много путешествовал. Автор многочисленных пейзажей Урала, р. Чусовой вдоль строившейся Горнозаводской ж. д. – «На реке Чусовой», «Станция Архиповка», «Камень Мултык», «Камень Остряк», «Камень Красный» (ПГХГ). Писал также пейзажи Крыма, Кавказа. Во время русско-турецкой войны был с русскими войсками на Балканах – «Бомбардировка города Ращук 14 июня 1877 года» (ВИМАИВ), «Понтонные мосты на Дунае» (ВИМАИВ). Произведения П. П. Верещагина имеются во многих музеях России.

(Источник: Энциклопедия "Пермский край", Егорова Е.И.)

Старший из братьев - Петр Петрович - поступил в Академию художеств в 1858 году, несколько позже своих братьев. Избрав своей специальностью ландшафтную живопись, он обучался в классе пейзажа у Сократа Максимовича Воробьева, известного ландшафтного живописца, много лет прожившего в Италии. "Итальянская" традиция ландшафтной живописи в Петербургской Академии художеств имела прочные основы, связанные с именами великих пейзажистов начала XIX века - Сем.Ф.Щедрина, Сильв.Ф.Щедрина, Ф.Я.Алексеева, Ф.М.Матвеева, М.Н.Воробьева. Их живописи, в той или иной степени, присущи пристальное внимание к натуре, тщательное изучение цветовых и световых нюансов, любовь к необременительному и милому стаффажу, некая идиллия, чаще всего перенесенная на обожаемую всеми мэтрами русского пейзажа итальянскую землю. Уроки учителя оказали сильное влияние на молодого Петра Верещагина.

В 1861 году за этюд "На Волге" молодой художник получил малую серебряную медаль, а в 1862 году - большую серебряную медаль за картину "В Баку". На академической выставке 1863 года экспонировались его пейзажи "Москва. Спасская башня" и "Толкучий рынок в Москве", а в 1864 году - двенадцать видов примечательных мест, зданий и окрестностей города Ревель, написанных в летние месяцы того же года. В 1865 году П.П.Верещагин окончил Академию художеств со званием классного художника третьей степени за картину "Вид в Нижнем Новгороде".

С 1866 года П.П.Верещагин преподавал рисование, черчение и чистописание в городе Люцин Виленской губернии. В 1867 году за картины "Вид Динабурга", "Рынок в Нижнем Новгороде" и "Вид города из окрестностей Люцина" он был удостоен звания классного художника второй степени, а в 1868 году - за картины "Толкучий рынок в Москве" и "Вид Кремля" - звания классного художника первой степени. В 1867 году художник вступил в Общество любителей художеств. В начале 1870-х годов Верещагин написал виды некоторых зданий Петербурга и создал серию пейзажей Крыма. В 1873 году Академия художеств удостоила его звания академика пейзажной живописи за картину "Общий вид Севастополя", относящуюся к крымскому циклу, а также за пейзажи "Межигорская фабрика близ Киева", "Вид Киева", "Нижний Новгород", "Рынок в Нижнем Новгороде", "Вид Межигорья" и "Вид Кремля в Москве".

В 1870 году живописец оставил преподавание и полностью посвятил себя творчеству.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов художник находился с русскими войсками на Балканах и запечатлел пройденные ими города и местности, написал вид города Систово, а также серию дунайских пейзажей.

Активный творческий период П.П.Верещагина составил около трех десятилетий напряженного и плодотворного труда, причем живописный уровень его произведений всегда оставался очень высоким. Будучи плотью от плоти Академии художеств, он сумел найти собственный стиль в одном из самых традиционных академических жанров. Безусловно, в живописных приемах и используемых световых и цветовых эффектах он беспрекословно следовал за своими великими предшественниками. Но лишь Верещагину удалось радикально изменить пренебрежительное отношение к собственно русскому пейзажу. Его своеобразные и хорошо узнаваемые "портреты" городов и местностей, полные близких русскому сердцу бытовых деталей, по праву завоевали широкую популярность. (Виктория Лаптева; "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования"

№ 5 (7), 2003 г.)

  • Творческие объединения
  • Учеба
  • Учителя