войти
опубликовать

Юрий
Алексеевич Васнецов

Россия • 1900−1973

Биография и информация

Юрий Васнецов (1900—1973) – известный живописец, а также иллюстратор, график, художник, получивший в 1971 г. Государственную премию. Мастер был родом из Вятки – города, который привил ему любовь к культуре народа. Обучался на факультете живописи ВХУТЕИН, а также в ГИНХУК. С 1928 года работал, иллюстрируя детскую литературу. Первыми его книгами стали «Карабаш», «Болото» В. В. Бианки.

Особенности творчества иллюстратора Юрия Васнецова сформировались под воздействием поэтики фольклора, а самую большую популярность получили его работы по оформлению сказок, песен, загадок. Один из любимых им приемов композиции – повторение, перекличка мотивов. Он умеет словно бы заново пережить увлеченность сказкой ребенка, увидеть его глазами традиции фольклора.

В забавных и красочных работах художника из Вятки Юрия Васнецова фольклор находит необычайно естественное выражение, на этих книгах выросло множество советских малышей. Сам автор при жизни стал классиком иллюстрирования изданий для детей. Наиболее знаменитые работы художника Юрия Васнецова – оформленные им «Три медведя» Л. Н. Толстого, «Кошкин дом» С. Я. Маршака, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова. Они давно превратились в классику своего жанра. Одни из лучших произведений – сборники "Ладушки", "Радуга-дуга".

Фантастические образы художника Юрия Васнецова основываются на впечатлениях от русской природы, а его звери с птицами столь выразительны благодаря тому, что автор наделяет их движениями и повадками, точно подмеченными в реальности. Эмоциональный лад организует цвет. Наделенный важнейшей ролью, он становится своего рода цветовой азбукой для ребенка.

Очень интересно то, как иллюстратор Юрий Васнецов наряжает персонажей: маму-Козу празднично, в яркую кружевную юбку с оборками, на Зайку надевает кофточку потеплее, а тех, кто хорошим зверушкам мешает быть счастливыми, автор не жалует – не заслуживают они достойных одежек.

Продолжая искать собственный путь, художник входил в мир детской литературы, однако более важное место в его жизни занимала народная культура. Ю. Васнецов постоянно оглядывается на собственный «вятский» мир. Путешествие в северные края в 1931 г. подтвердило правильность выбора мастера. Он вернулся к традициям, будучи уже довольно опытным и имея собственную манеру рисования, и это послужило началом того, что сейчас принято называть феноменом живописи Ю. Васнецова. Так, натюрморт с большой рыбой стал ярким свидетельством нового стиля, который впоследствии проявился в других его работах.

Уже после кончины автора возник интерес к его изящным стилизациям в стиле примитива: «Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой», где он проявляет себя как автор, удачно объединивший изысканную культуру живописи своей эпохи с чертами «базарного» искусства, которое ему так нравилось.