(29.01.1891, хут. Вандышево Троицкого уезда Оренбургской губ. – 2.03.1964, Челябинск), художникживописец, чл. СХ СССР (1936). Род. в семье казака. Рисовал с детства. Рано осиротев, не имел возможности получить академич. художеств. образование. С 1915 по нояб. 1917 на фронте 1-й мировой войны в качестве писаря 10-го казачьего полка, квартировавшего в Румынии, Молдове, Волынской губ. С фронта присылал письма с рис., запечатлевшими воен. быт, облик сослуживцев (“Типы 10-го полка”). В 1920, будучи мобилизован в армию Колчака, а затем совершив побег, В. оказался в Омске, где посещал красноармейскую студию, позднее 1-ю Сиб. художеств.-пром. школу, являясь одним из ее организаторов и учеников. Среди педагогов В. казанский живописец К. К. Чеботарев. Вернувшись на родину в 1921, В. сотрудничал с троицкой окружной газ. “Вперед”, урал. обл. “Крестьянской газетой” (сатирич. рис.). В 1927 поступил на Единый художеств. рабфак Высшего художеств.-техн. ин-та (Вхутеина), в 1929–30 учился там же на 2-м курсе монумент.-станкового отделения у П. Сурикова (по классу живописи), Н. Тарабукина (по теории и истории иск-в). Работал над картиной “Первый трактор в уральской деревне”. Не окончив учебу (реорганизация Вхутеина, трудности материального характера в семье, оставшейся на Урале), вернулся на родину и преподавал в уйской школе крест. молодежи. Устроил там 1-ю, затем 2-ю персон. выставки. В 1934 переехал в Чел., работал художником в газ. “Челябинский рабочий” до 1935. В 1936 вступил в Чел. союз сов. художников (см. Союз художников России), работал в кооп. т-ве “Художник”. В 1941 участвовал в выпуске сатирич. плакатов “Боевого карандаша” в Чел. С сер. 1940-х гг. работал над живописными и графич. композициями на темы старой Челябы и совр. социалист. Чел., над жанровыми и пейзажными картинами гор. и сел. жизни. Начиная с 1921 В. участник 40 с лишним выставок различного ранга. В. создано более тысячи графич., скульпт., живописных работ. Архивы и произв. художника хранятся в ЧОКМ в собрании ЧОКГ, в нар. музее с. Уйского. Творчество В. соединяет в себе традиции нар. исква и моск. школы живописи, передает богатство нар. мироощущения. Обладая живописной и ист. ценностью, работы художника олицетворяют художеств. культуру Юж. Урала 1-й пол. 20 в., ее нар. корни. Картины из цикла “Старая Челяба”, виды Чел. 1930–60-х гг. составляют живописную летопись города. В 1996 ЮУКИ был выпущен фотоальбом “Челябинск: книга о городе”, в к-ром использованы репродукции работ В.
Г. С. Трифонова
Лит.: К л е в е н с к и й Л. Художник умный и правдивый // ВЧ. 1972. 28 марта; Б а й н о в Л. П. Художники Челябинска. Ч., 1978; Т р и ф о н о в а Г. Самобытный живописец // ВЧ. 1980. 17 окт.; Ф о м и н ы х П. Я. Певец челябинской старины // Фоминых П. Я. О друзьях и товарищах: Зап. скульптура. Ч., 1989; Тр и ф о н о в а Г. Есть казак, который хорошо рисует // ВЧ. 1991. 7 февр.
И. Л. Вандышев - один из старейших живописцев Южного Урала. Родился в казачьей старообрядческой семье на хуторе Вандышево Уйской станицы Оренбургского казачьего войска, осиротел в одиннадцать лет и был отдан на воспитание деду.
Художнические наклонности и большая страсть к искусству пробудились в нем очень рано. Возможности учиться у профессиональных учителей в уральской глуши не было, средств тоже. Попытка в 1913 г. поступить в художественную школу не удалась, годом раньше в поисках наставника в искусстве Игнатий написал письмо академику живописи Н. С. Самокишу, увидев его на фотографии в журнале "Нива" в окружении учеников Академии художеств, где тот руководил батальным классом. Советы академика были приняты, все пять писем Самокиша ныне, как и весь документальный и художественный архив Вандышева, находятся в Челябинском областном краеведческом музее.
В 1915 г., во время Первой мировой войны, будущий художник был взят на фронт и до ноября 1917 г. служил в 10-м казачьем полку на русско-австрийском фронте на границе Волынской губернии с Молдовой и Румынией. В свободные минуты делал наброски, рисовал на почтовых открытках и на разлинованных бланках телеграмм-донесений: пейзажи местности с часовыми, портреты сослуживцев "Типы 10-го полка", этнографические зарисовки "Типы Волынской губернии".
Возвратившийся в конце 1917 г. с фронта на родину Игнатий Вандышев в 1918-1920 гг. был мобилизован колчаковскими войсками. С белой армией дошел до Монголии, бежал и перешел на сторону красных. В августе 1920 г. он посещал в Омске красноармейскую студию и участвовал в организации 1-й Сибирской художественно-промышленной школы, в выставке работ ее учеников. Сам принят учеником. Среди педагогов был известный казанский, потом московский художник К. К. Чеботарев, талантливый экспериментатор.
Весной 1921 г. Вандышев вернулся домой, где его уже не чаяла дождаться семья. Жил на хуторе Вандышево. С середины 1920-х гг. регулярно посылал сатирические и агитационные рисунки на злободневные сельскохозяйственные темы в окружную газету "Вперед" в Троицк и уральскую областную "Крестьянскую газету" в Свердловск. Участвовал в выставках художников-самоучек. По ходатайству "Крестьянской газеты" перед Наркопросом и лично наркомом А. В. Луначарским принят на Единый художественный рабфак Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН) в 1927 г. С рабфака переведен на 2-й курс монументально-станкового отделения и занимался в мастерской Павла Сурикова. Среди педагогов-теоретиков - Н. Тарабукин. Вандышев участвовал в поездке в Киев, в выставках Ассоциации художников революционной России (АХРР), ряд работ проданы за границу. Работал над картиной "Первый трактор в уральской деревне". Ввиду реорганизации ВХУТЕИНА и усилившихся материальных трудностей художнику пришлось в 1930 г. оставить Москву и вернуться на хутор. Здесь он работал в колхозе, в 1930-1933 гг. перебрался в Уйское и преподавал рисование в школе колхозной молодежи, устроил собственную выставку, занимался изданием изомонтажей, рукописного журнала, писал плакаты-картины и декорации для агиттеатра.
Желание работать в профессиональной среде подтолкнуло Игнатия Лукича переехать в 1934 г. в Челябинск. Сначала работал художником в редакции газеты "Челябинский рабочий". С образованием в Челябинске отделения Союза советских художников в 1936 г. вступил в Союз и в кооперативное товарищество "Художник". В период Великой Отечественной войны участвовал в выпуске плакатов "Боевого карандаша" в Челябинске. В 1942 г. выехал в Магнитогорск для сбора материала для картины "Пуск металла на магнитогорской домне". Остались наброски композиции, живописные эскизы, но картина не была написана, т. к. устремления художника вели его в иной мир: жизнь природы, крестьянский труд его волновали гораздо глубже.
Вторая половина 1940-х гг. - время творческой зрелости живописца Вандышева. Стихия цвета, перенесенная на холст пульсирующим мазком, воплощает жизнь старой дореволюционной Челябы с ее панорамой берегов реки Миасс в центре Челябинска, с ярмарками, зимними и весенними, народными гуляниями и уголками старого города. Вместе с тем, художник продолжает работать над картинами, в которых он воплощает новые темы - "Первый трактор в уральской деревне", делает жанровые зарисовки, пишет этюды и картины о колхозной жизни.
Конец 1940-х-1950-е гг. - наиболее концентрированный период в творчестве
И. Л. Вандышева. Живописное природное чувство, усиленное московской школой живописи (пусть сравнительно недолгим было с ней соприкосновение), любовь к народной жизни во всех ее радостях и страданиях воплотились в двух циклах картин о старом и новом Челябинске, работа над которыми шла параллельно.
За свою жизнь художник создал более тысячи живописных, графических и скульптурных работ. Он участвовал более чем в тридцати выставках при жизни, имел самую большую прессу по сравнению со своими современниками - челябинскими художниками.
Большая часть произведений И. Л. Вандышева собрана в областном краеведческом музее, там же хранятся дневники художника - документ, представляющий огромный интерес для всех, кто изучает художественную культуру Южного Урала.
При жизни художника состоялась единственная в Челябинске групповая выставка трех старейших художников: И. Л. Вандышева, Д. Ф. Фехнера и П. Г. Юдакова в 1958-1959 гг. Следующая выставка старейших художников была организована в открывшемся в Челябинске выставочном зале Союза художников в 1980 г. Это было открытие новыми поколениями старых мастеров города, среди которых почетное место принадлежит Вандышеву. В 1991 г. в Челябинской картинной галерее была организована выставка к 100-летию со дня рождения художника из коллекций его произведений Челябинского краеведческого музея и Челябинской картинной галереи. Выпущен каталог, построенный по принципу монографии. В сборнике Центра историко-культурного наследия г. Челябинска "Челябинск неизвестный-3" за 2002 г. опубликованы дневники художника. Ни одно издание, посвященное Челябинску, не обходится без упоминания и репродуцирования его произведений. Сам художник поясняет нам и себе причины такого внимания: "За что я в оказанной мне чести? Вероятно, все же есть во мне какая-то искорка живописной жизни" (8 июня 1945 г.). "Все, что нарисовано с натуры, в будущем будет хорошим воспоминанием прошлого, прошедшего навсегда и никогда в жизни не возвращающегося […]. Смотря на рисунок, скажешь: вот оно ведь как было-то…".
(автор статьи - Г. С. Трифонова)
Литература:
ДНЕВНИК И. Л. Вандышева / публ. О. В. Субботиной и Е. Л. Степановой // Челябинск неизвестный: краевед. сб. - Челябинск, 2002. - Вып. 3. - С. 566 - 668.
С. 566 - 576: Знакомый и незнакомый И. Л. Вандышев (биографическая справка); с. 577 - 668: Дневник (1936-1964).
ВАНДЫШЕВ, И. Л. Живопись. Рисунок. Акварель: выст. к 100-летию со дня рождения: каталог. - Челябинск, 1991. - 67 с.: ил.
ЧЕЛЯБИНСКАЯ областная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции: каталог / сост. Л. П. Клевенский. - Челябинск:Челяб. рабочий, 1957. - 40 с.: ил.
С. 30: Репродукция графической работы "У пересыльной тюрьмы".
СТАРЕЙШИЕ художники Южного Урала: кат. выст. - Челябинск, 1980. - 61 с.: ил.
С. 3 - 10: Репродукции работ И. Л. Вандышева, имеются краткие биографические сведения.
…И ПОМНИТ мир спасенный: Графика, живопись периода Вел. Отеч. войны 1941-1945 гг.: Из собр. Челяб. обл. картин. галереи: каталог / сост. и авт. вступ. ст. Н. М. Шабалина. - Челябинск, 1995. - 43 с.: ил.С. 29, 52: Репродукции картины "Праздничный салют" (1945) и графической работы "Челябинск во время Великой Отечественной войны" (1945).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ искусство. 20 век. Челябинск / сост. и авт. вступ. ст. Л. А. Сабельфельд. - Челябинск, 1996. - 142 с.: ил.
С. 9 - 10: Репродукции картин "Площадь Революции" (1953) и "Улица Возмездия" (1944).ЧЕЛЯБИНСКАЯ организация Союза художников России / отв. за вып. М. А. Комиссаров; вступ. ст. Л. П. Байнов. - Челябинск, 1996. - 112 с.
С. 10: Репродукции работ И. Л. Вандышева.
ТРИФОНОВА, Г. С. Вандышев Игнатий Лукич // Челябинская область: энциклопедия. - Челябинск, 2003. - Т. 1. - С. 564.
ТРИФОНОВА, Г. С. Вандышев Игнатий Лукич // Челябинск: энциклопедия. - Челябинск, 2001. - С. 135 - 136.
ЧЕЛЯБИНСКАЯ организация Союза художников России, 1936-1991 / авт.-сост. О. А. Кудзоев. - Челябинск: Книга, 1996. - 342 с.
С. 285 - 286: Вандышев Игнатий Лукич.
БАЙНОВ, Л. П. Художники Челябинска. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1979. - 167 с.
С. 22, 26 - 28, 36, 38, 44 - 45, 59 - 61, 69, 74, 84, 157, 159: О творчестве художника.
ФОМИНЫХ, П. Вечное древо искусства // Рифей: Урал. краевед. сб. - Челябинск, 1987. - С. 132 - 145.
О творчестве И. Л. Вандышева.
КЛЕВЕНСКИЙ, Л. Художник умный и правдивый // Вечер. Челябинск. - 1972. - 28 марта.
ТРИФОНОВА, Г. Самобытный живописец // Вечер. Челябинск. - 1980. - 17 окт.
БОЖЕ, В. Рисованные открытки Игнатия Вандышева: (1891-1964) // Челяб. рабочий. - 1985. - 26 янв.
О работах художника, созданных в годы Первой мировой войны.
ТРИФОНОВА, Г. С. Есть казак, который хорошо рисует // Вечер. Челябинск. - 1991. - 7 февр.
ФЕДОТОВА, Л. От сохи - к искусству // Колос ( Уйское). - 2002. - 23 февр.
О выставке работ И. Л. Вандышева в Уйском районном музее.
ВАНДЫШЕВ Игнатий Лукич // Край наш южноуральский, 1991: библиогр. указ. - Челябинск, 1990. - С. 33 - 36.