Регистрация
Сады и огороды в живописи • 26 июня-2 июля
Сады и огороды в живописи
7 статей  •  1 тест
Валентина Михайловна Ваксман
Валентина Михайловна Ваксман
Валентина
 Михайловна Ваксман
Россия родилась в 1938
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Дипломная работа в ВАХ — эскиз декораций и панорамы к книде Д. Рида «Десять дней, которые потрясли мир», оценка — отлично. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника-живописца.

В. М. Ваксман (Кытькова) — театральный художник, живописец, педагог, член Союза художников СССР (1974). Родилась в Ярославле. Закончила Ярославское художественное училище (1961). Приехала в Челябинск в 1967 г. после окончания ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская театрально-декорационной живописи профессора А. И. Сегала). Принята в театр оперы и балета им. М. И. Глинки главным художником-постановщиком. Работа над макетами декораций, эскизами костюмов — первые шаги трудовой деятельности Валентины Михайловны. Пройдя великолепную профессиональную школу, впитав советы зрелых мастеров Е. Е. Моисеенко, В. А. Вальцева, А. И. Соколова, она посвятила свою жизнь искусству.

В содружестве с балетмейстером Л. В. Воскресенской Ваксман работала над постановкой балетов «Легенда о любви» А. Меликова (1968), «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1970). С режиссером Н. К. Даутовым разрабатывала сценографию балета «Красная шапочка» М. Раухвергера (1969) и оперы «Чио-Чио-Сан» Д. Пуччини (1970). Одновременно оформляла постановки: в ТЮЗе «Дождь лил как из ведра» и первый свой спектакль в драматическом театре «Вкус черешни» (автор А. Осецка, режиссер И. Перепелкин). Девять лет В. М. Ваксман работала над постановками 20 различных спектаклей в театрах Челябинска, Шадринска, Кургана.

С эскизами ко многим своим постановкам она участвовала в художественных выставках высокого ранга: всесоюзной выставке «Прошлое и настоящее народов СССР» (1972), 3-й и 6-й зональных выставках «Урал социалистический» (Челябинск, 1969 и Свердловск, 1985), 5-й республиканской — «Советская Россия» (1975), всесоюзной выставке произведений художников театра и кино (Москва, 1978) и др.

Самой известной работой в театральной карьере Валентины Михайловны была постановка спектакля «Мамаша Кураж и ее дети» в содружестве с режиссером Марией Львовной Жилицкой в Шадринском драматическом театре. Участие во всесоюзном Брехтовском фестивале увенчалось большим успехом — работа Ваксман была отмечена дипломом Министерства культуры СССР (1975). Эскизы декораций, выполненные в смешанной технике с использованием ржавой жести и войлока, взяты в Театральный музей им. А. А. Бахрушина в Москве.

Персональные выставки художницы состоялись в Шадринске (1975) и Челябинске (1986, 1992, 1998, 2000).С 1979 г. Валентина Михайловна преподает живопись, рисунок и композицию в Челябинском художественном училище. В его педагогическом коллективе к тому времени уже трудились ведущие художники Челябинска, представители художественной школы Института им. И. Е. Репина: А. М. Смирнов — живописец, Ю. Г. Шубин — график, Б. А. Маганов и А. Н. Суленев — скульпторы и др.

В. М. Ваксман увлекает своих учеников художественными задачами, не оставляя никого из студентов равнодушным. Часто вместе с ними пишет портретные постановки, показывая пример серьезного, творческого отношения к работе. Валентина Михайловна возила учащихся в Ярославль, на свою родину, на пленэрную практику, делая зримую историю отечества достоянием личного переживания будущих художников. За 30 лет педагогической деятельности в училище она воспитала много увлеченных живописцев и дизайнеров.

Ваксман активно занимается живописью, пишет портреты, пейзажи и натюрморты, участвует в художественных выставках. Среди портретируемых — люди науки, культуры и студенты училища. Натурщики — хорошие знакомые и близкие люди. Портрет слесаря совхоза «Дубровский» Анатолия Богданова (1981) выполнен по договору, но, по словам искусствоведа И. Духиной, мы видим «солнечного человека». Портреты журналистки И. И. Моргулес, альтиста В. Я. Фишмана (1991), виолончелистки Н. Е. Александровой (2007), студенток В. Султанмуратовой (2004), А. Гизатулиной (1997), натурщицы О. Ф. Фоминых (1998) отличает яркая эмоциональная окраска.

Все живописные произведения В. М. Ваксман проникнуты стремлением подчеркнуть необычность, особенность отображаемого явления. Она всегда ищет острый пластический образ и яркую выразительность материала. Ее работы наполнены эмоциональной взволнованностью. Движения кисти порывисты, но точны и уверенны. С почти интуитивной точностью, виртуозным мастерством, легкими касаниями она прорисовывает свои модели, любуясь то стройной гибкостью студентки, то цветовой роскошью лоскутного меха…

Ее произведения — колористические спектакли, где цветовые плоскости и пятна, штрихи и точки сливаются в затейливый узор, превращаются в радостное действо, феерию красок, возбужденно перекликающихся между собой и соединяющихся в многоголосый слаженный хор.

Валентина Михайловна бросает на холст красочное месиво, непостижимым образом превращающееся в трепетное облако цветов. Письмо фактурное с рельефной лепкой мазков своей мощью вызывает в памяти полотна Сезанна и Ван Гога. Живопись у Ваксман по своей сути глубоко чувственна. Цветочные композиции «Весна» (1992), «Пионы» (1990) и другие — гимн жизни. Но в то же время в них скрыто присутствуют ноты драматизма, так же, как одному из самых жизнелюбивых и жизнерадостных стилей — барокко — присущи мотивы смерти. В натюрморте «Пионы» — газета, случайно брошенная на пол, усеяна опавшими лепестками пионов. На ней в кажущемся беспорядке теснятся вазочки, банки и ведра с цветами. По существу из этого беспорядка возник один из самых праздничных и торжественных натюрмортов художницы, полный радостного ликования.

Валентина Михайловна Ваксман — человек вдохновения. Она не может заниматься чем-то, что идет вразрез с ее взрывной, нетерпеливой, быстро загорающейся натурой. В 2003 г. В. М. Ваксман награждена почетным знаком «За достижения в культуре». Жизнь художницы — это служение искусству: в театральной мастерской, за мольбертом с кистью в руках или в учебной мастерской. Она передает по эстафете те заветы, которые когда-то сама получила от старших собратьев по цеху.

(автор статьи — Т. А. Мамыкина)

Литература:

1.ВАЛЕНТИНА Ваксман: живопись, графика, театр.-декорат. искусство: кат. выст. / авт. вступ. ст. Л. Шестакова. — Челябинск, 2000. — 19 с.: ил.

2.ВАКСМАН, В. М. «В театр не вернусь»: беседа с челяб. худож. В. М. Ваксман / вела Л. Шестакова // Вечер. Челябинск. — 1998. — 19 окт.

3."Сирень" (холст, масло, 90×65), 1995 г.

МАМЫКИНА, Т. А. Ваксман (Кытькова) Валентина Михайловна / Т. А. Мамыкина, Л. С. Шестакова // Челябинская область: энциклопедия: в 7 т. / редкол.: К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. — Челябинск, 2003. — Т. 1. — С. 558−559.

4.МАМЫКИНА, Т. А. Ваксман (Кытькова) Валентина Михайловна / Т. А. Мамыкина, Л. С. Шестакова // Челябинск: энциклопедия / сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп.- Челябинск, 2001. — С. 134.

5.ЧЕЛЯБИНСКАЯ организация Союза художников России, 1936−1996: альбом / Союз художников России, Челяб. орг. — Челябинск: Книга, 1996. — 111 с.: ил.

С. 8: О В. М. Кытьковой (Ваксман).

6.МОРГУЛЕС, И. И. Луч на лету // Вечер. Челябинск. — 2000. — 17 мая.

О В. М. Ваксман.

7.ТКАЧЕНКО, М. Мужской взгляд на женский образ // Вечер. Челябинск. — 1990. — 18 авг.

8.БАЙНОВ, Л. П. От замыслов к свершениям: заметки с выст. // Вечер. Челябинск. — 1982. — 25 дек.

9.ШЕСТАКОВА, Л. «Художник спасет себя сам» // Вечер. Челябинск. — 2000. — 20 июля.

О персональной выставке В. Ваксман в Выставочном зале Челябинска.

10.ВИШНЕВСКАЯ, Н. Шадринский театр ставит Брехта // Совет. Зауралье. — Курган, 1975. — 21 янв.

О работе В. М. Ваксман и ее эскизах к спектаклю «Мамаша Кураж и ее дети» (1974).

11.ЧЕРКАСОВА, Е. Веселый, умный спектакль // Челяб. рабочий. — 1972. — 7 окт.

О работе В. М. Ваксман в Челябинском ТЮЗе.

Читать дальше

HELP