Регистрация
Варвара Дмитриевна Бубнова
Варвара Дмитриевна Бубнова
Россия 1886−1983
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

живописец, график, теоретик искусства, р. 17.5.1886, Петербург, ум. 28.3.1983, Ленинград, похоронена в г. Сухум (Абхазия).

*Окончила рисовальную школу Общества поощрения художеств, в 1907 г. поступила в Петербургскую Академию художеств, закончила также Археологический институт. Под псевдонимом Д. Варварова принимала участие в выставках «Союза молодежи» вместе с В. Маяковским, К. Малевичем, Н. Гончаровой, графические работы имелись в коллекциях бывшего Румянцевского музея и других художественных музеях России. 1922−1958 гг. прожила в Японии, где прошло более 6-ти персональных выставок, а также во Франции и США, с 1958 жила в г. Сухуме, принимала участие во всех выставках С. Х. Абхазии, была членом СХ СССР и Абхазии. В г. Сухуме создан Дом-музей В. Д. Бубновой.

(16.5.1886, Петербург — 28.3.1983, Ленинград). Из дворянской семьи. Отец, Дмитрий Капитонович, банковский служащий, коллежский советник: мать урожденная Н. Вульф, обладала прекрасным голосом и была музыкально одаренным человеком. Детство Б. и ее сестер прошло в имении матери Берново Тверской губернии, где бывал А.Пушкин. Они выросли в атмосфере поэзии и музыки. Б. училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1907−14 в Петербургской Академии художеств. Выйдя замуж за соученика, теоретика русского авангарда В. Матвея (Матвейса, псевд.В.Марков), вступила в объединение художников «Союз молодежи», с которым были связаны П. Филонов, М. Ларионов, Н. Гончарова, К. Малевич, В. Татлин и др.; сотрудничала в одноименном журнале, участвовала в совместных с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» выставках Союза молодежи, В 1913 совершила вместе с мужем поездку по этнографическим музеям Западной Европы для сбора материалов и фотографирования африканской скульптуры. После скоропостижной смерти мужа (1914) подготовила к печати его книгу «Искусство негров» (1919), В 1915 окончила Петербургский археологический институт. В 1917−22 работала в московском Историческом музее, изучала древнерусские миниатюры в Отделе древних рукописей и организовала первую их выставку; являлась членом Института художественной культуры (Инхука). В 1922 по вызову младшей сестры А. Бубновой-Оно уехала вместе с матерью в Японию. В 1927 вышла замуж за русского эмигранта В. Головщикова (1897−1947). В середине 1930-х была лишена советского гражданства за «связь с врагом народа» (по поручению советского посольства знакомила видного советского деятеля (фам. неизвестна) с японскими достопримечательностями; по возвращении в СССР он был арестован). Впоследствии писала: «Свою жизнь в Японии я могла бы назвать счастливой, если бы не мысли о Родине, к которой меня так тянуло, что каждый пароходный гудок или свисток поезда пробуждал острую тоску… Только заполненность работой и искусством спасала меня от тоски по Родине». Преподавала с 1924 русский язык и литературу в Токийском университете Васэда. Б. вырастила несколько поколений японских русистов, которых учила понимать не только русский язык, не только «букву», но и дух русской литературы, Как утверждала японская газета «Цусё симбун», «если бы не она, переводы русской литературы в Японии не достигли бы, наверное, такого высокого уровня». Особую роль Б. сыграла в развитии японского пушкиноведения: все шесть переводчиков «Евгения Онегина» были ее учениками или добрыми знакомыми, и всем она помогала преодолеть трудности перевода. Первый в Японии сборник пушкинской лирики (1936) вышел в переводе ее ученика Уэда Сусуму с ее иллюстрациями. Иллюстрации Б. к переводам Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского способствовали раскрытию глубинного смысла их произведений. Профессор Енэкава Масао писал о Б.: «Она делает свое дело так мастерски, что назвать ее основную профессию невозможно, она в одинаковой мере и художник и литератор». За вклад в развитие японо-русских культурных связей и за заслуги в области изучения в Японии русского языка и литературы Б. была награждена впоследствии орденом Драгоценной короны. В Японии Б. «старалась не забывать» о своем призвании художника, Она участвовала в выставках японского авангарда 20-х; в октябре 1922 опубликовала в журнале «Сисо» («Мысль») статью «О направлениях в современном русском искусстве» (главным образом, о конструктивизме); входила в организации японских художников «Никакай», «Санка», «МАВО». О русском искусстве много писала и позднее, в частности, в многотомном издании «Мировое искусство». Поступив вскоре после приезда в Японию в Токийское художественно-промышленное училище, Б. разработала метод автолитографии на цинке, с помощью которого стремилась передать нюансы перехода тонов, характерные для японской тушевой живописи. «Что такое литография, какое это большое искусство, я впервые понял из ее работ», — писал художник Оно Тадасигэ. В Японии с успехом прошло 6 персональных выставок Б. (две в 1932, в 1938, 1948, 1954, 1958). Сама Б. утверждала, что сохранила в портретах, пейзажах, в сценках народной жизни принципы русской школы, но изучение японского искусства расширило изобразительные возможности ее графического языка. При этом ее занимала не восточная экзотика, а обычная жизнь японцев; «Управляется она здесь, как и везде, экономическими условиями, которые рождают все ту же борьбу за существование, здесь далеко не легкую». После т.н. «путча молодых офицеров» (1936) Б. и ее муж были объявлены нежелательными иностранцами, за ними велось строгое полицейское наблюдение. В те годы было закрыто русское отделение университета Васэда, позднее Б. была вынуждена покинуть Токийский институт иностранных языков. В конце 2-й мировой войны их выселили из Токио в горное место Каруидзава. Дом в Токио и все их имущество, включая библиотеку и литографии, погибли в результате бомбежки. послевоенный период Б. снова преподавала и работала как художник, много сил отдавала Русскому клубу, вокруг которого группировались молодые люди, намеревавшиеся вернуться в СССР (Б. «дала нам почувствовать, что мы русские», — свидетельствовали они). В 1958 Б. возвратилась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила ее старшая сестра. При жизни Б. состоялось более 20 выставок, ей было присвоено звание заслуженного художника Грузинской ССР (1964). Работы Б. приобретались советскими музеями, в том числе Музеем изобразительных искусств им. А. Пушкина, Третьяковской галереей, Русским музеем.Б. работала над статьями и воспоминаниями, получившими одобрение А. Твардовского, ЕДороша, К. Симонова, МАлпатова, но опубликовать удалось лишь малую часть написанного, т.к. взгляды Б. на искусство не совпадали с официальными установками. До конца жизни Б. поддерживала связь с Японией, встречалась с приезжавшими в СССР друзьями и учениками, В Японии изучают ее деятельность, отмечался ее 100-летний юбилей. В Литературно-художественном музее Пушкина в Бернове открыта мемориальная комната Б. в которой экспонируются присланные из Японии переводы произведений Пушкина с ее иллюстрациями.

Читать дальше

HELP