войти
опубликовать

Иван
Степанович Борисов

Россия • 1925−1995

Биография и информация

Живописец, монументалист. Член Союза художников СССР.

Закончил (с отличием) Свердловское художественное училище, затем Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, где получает специальность художника-монументалиста. Его любимым учителем был профессор Г.А. Савинов, который уже в бытность Борисова студентом определил самые характерные для творчества будущего мастера черты: "резкая контурность, усиленное восприятие света и тона, мажорное восприятие мира, экспрессивность, повышенная эмоциональность". Художник очень бережно относился к самому листу бумаги, используя различные ее сорта, любуясь ее первоначальной фактурой. Он долго "готовил" лист, вводил дополнительные способы и инструменты его обработки, создавал собственные "ноу-хау" при письме акварелью.

Акварель была для мастера самоценной и даже драгоценной краской. Он никогда не пользовался белилами и гуашью, которые являются для большинства художников почти обязательным дополнением, придающим четкость изображаемым объектам. Даже цветной контур, являющийся отличительной чертой произведений Борисова, оставался акварельным. Иван Степанович ценил чистоту материала, уверяя, что акварель не уступает ни масляной, ни гуашевой, ни темперной живописи. Лиричность и, в то же время, монументальность, декоративность - при отсутствии контрастов и "резких касаний" - и мягкость, созданная при помощи "тающих цветовых и тональных масс" - вот черты, тщательно культивируемые мастером.

Художник много путешествует. Самое главное для этого удивительного человека - реальные странствия по Уралу, Сибири, Крыму, Кавказу, Прибалтике… Каждый новый город, новый вид, открывающийся перед глазами мастера, - повод для дальнейших живописных (в смысле, акварельных) поисков. Домики в дагестанском ауле или храмы в городах Золотого кольца России не существуют в работах И.С. Борисова сами по себе, как отдельные объекты. Они существуют как часть среды, пространства, природы...

(Из статьи Ю.Б. Тавризян)

(20.01.1925, д. Исаевщина Ухоловского р-на Рязанской обл. - 30.01.1995, г. Пермь). Живописец, акварелист. Засл. художник РСФСР. В 1926 г. семья переехала в г. Москву. Занимался в изостудиях Центрального Дома пионеров и Дома пионеров Сокольнического р-на. В 1941 г. вместе с семьей был эвакуирован в г. Свердловск. В 1942 г. поступил в Свердловское художественное училище. В 1943-1944 гг. – курсант Свердловского пехотного училища, служил в Советской Армии (1944-1946). Воевал на 1-м Белорусском фронте, был командиром стрелкового взвода, лейтенантом. Награждён Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны, медалью «За взятие Берлина».

В 1946-1951 гг. учился в Свердловском художественном училище им. И. Д. Шадра у А. А. Жукова, Г. П. Гаева, Н. П. Голубчикова. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, факультет монументально-декоративной живописи (1951-1957). Педагоги - Г. А. Савинов, К. Л. Иогансен, В. А. Оболенский. Дипломная работа - декоративное панно «Мозаичное производство» (темпера) - экспонировалось на выставке произведений художников к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве (1957). С 1957 г. жил и работал в г. Перми.

Участник выставок с 1957. Член Союза художников с 1962. Занимался станковой живописью, работал в жанрах пейзажа, натюрморта. В 1959 г. обратился к акварели, изучал выразительные возможности техники. В 1958 г. совместно с перм. художниками А. И. Репиным и А. Н. Тумбасовым совершил первую творческую поездку на север Перм. обл. Величественная и суровая красота уральской природы поразила художника. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. совершил поездки по рр. Вишере и Чусовой – в Верхнечусовские Городки, пос. Кын. Во время поездок было сделано множество натурных этюдов маслом, акварелью, карандашом. ...

В нач. 1960-х гг. вместе с женой - художником-керамистом Р. Н. Шевяковой - Борисов совершил творческие поездки по стране (в Крым, на Кавказ, в Прибалтику), где познакомился с произведениями художников-акварелистов, написал обширную серию прибалтийских пейзажей. В 1963 г. выезжал на творческую дачу в г. Гурзуф, где собирались многие известные мастера акварели. Интенсивная творческая работа, изучение натуры, поиски выразительного художественного языка, профессиональное общение, - всё это помогло художнику в поиске своего пути в искусстве. Основным жанром в его творчестве становится пейзаж. От лирических, камерных работ переходит к обобщению и монументальности, создаёт эпические акварельные пейзажи-картины.

В 1963-1964 гг., выполняя социальный заказ, вместе с бригадой перм. художников, в которую вошли В. Ф. Мальцев, П. Ф. Шардаков, В. Ф. Кузин, работал на Калийном комбинате г. Березники. Были созданы работы «Утро в Березниковском шлюзе», «Содовый завод», «Калийный комбинат» и др. В масштабных индустриальных пейзажах художник строго организует пространство, обобщает пластические формы, вносит динамику ритмическими повторами, усиливает цветовое звучание.

Важными для художника были поездки в Дагестан и Кабардино-Балкарию (1966, 1968). Созданные там циклы работ представили его как яркого самобытного художника, вошедшего в число ведущих советских мастеров акварели. Обращаясь к натурным этюдам, художник идёт к большей конструктивности и монументальности, в цветовом решении - к усилению декоративности, сочности. Образы реальной жизни одухотворены, наполнены романтическим звучанием. Обладая даром тонкого цветового восприятия, художник через колорит передавал сильные эмоции, чувства, сочетая обобщение с тонкими цветовыми разработками, фактурной игрой («У базара», «Женщины у реки», «Аул Ахты», «Дорога в горах»).

В конце 1960 - в 1970-е гг. Борисов также выезжал в творческие поездки по стране. Наиболее значимые из них: по р. Енисею (в составе всесоюзной группы художников-акварелистов), по древнерусским городам, в Среднюю Азию и в Литву, в Сибирь и в Крым, по Уралу и Прикамью (гг. Чердынь, Соликамск, Кунгур, Чайковский). Большое художественное и культурно-историческое значение имеют его пейзажи, посвящённые старым российским городам, замечательным памятникам архитектуры – «Ростов Великий», «Углич», «Церковь в г. Соликамске», «Ростовские звоны».

Занимался И. С. Борисов и монументальным искусством: исполнил 6 декоративных панно для курорта Усть-Качка (1958-1959), панно «Дружба народов» для кинотеатра «Родина» г. Углеуральска (1960), 6 декоративных панно для Дворца культуры пос. Юг на темы сказок (1966), мозаику «Космос и наука» на фасаде Дворца культуры г. Полазна (совместно с А. Г. Мотовиловым, 1967), оформил интерьер фабрики-кухни г. Перми (совместно с Р. Н. Шевяковой, 1970).

Выставки

Всесоюзные:

К 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции», 1957

I-я выставка акварели, 1965

II-я выставка акварели, 1969

Выставка, посвящённая 50-летию СССР, 1972

III-я выставка акварели, 1972

IV-я выставка акварели, Минск, 1975

Республиканские:

IV-я выставка «Советская Россия», 1969-1970

«Урал. Сибирь. Дальний Восток» 1971

посвященная 50-летию СССР, 1972

V-я выставка «Советская Россия», 1975

Зарубежные:

Выставка советской акварели в Чехословакии, Румынии и Югославии 1965

Выставка советской акварели в Норвегии (в г. Осло и ряде других городов страны), 1968

Выставка советской акварели в Венгрии, 1975

Зональные:

«Урал социалистический»:

I-я, Свердловск, 1964

II-я, Пермь, 1967

III-я, Челябинск, 1969

IV-я, Уфа, 1974

V-я, Тюмень, 1979

VI-я, Свердловск, 1985

Международные:

«Пермские художники. Любимая земля», ЭКСПО 2000. Ганновер, Германия, 2000

Областные: с 1959

Персональные:

Пермь, ПГХГ 1962, 1975

Пермь, галерея «Марис-Арт» 2001, 2004

Лит.: Всесоюзная художественная выставка. 1957. М., 1958;

Молодые мастера декоративного искусства: сб. диплом. работ 1955-1957 гг.: альбом. Л., 1959. С. 85;

Логинова, Е. Выставка произведений пермского художника И. С. Борисова. Пермь, 1962;

Художники Перми / авт. текста Н. Н. Серебренников. Л.: Художник РСФСР, 1963. 70 с.;

Художники на Енисее: кат. выст. Красноярск, 1966;

Графика Перми: кат. выст. / Перм. отд-ние Союза художников РСФСР, Перм. гос. худож. галерея. Пермь, 1966. 44 с.;

3-я республиканская художественная выставка «Советская Россия». М., 1967;

Биобиблиографический словарь: т. 2. М., 1972. С. 36;

Иван Борисов. Акварели: кат. выст. / авт.-сост. Г. А. Поликарпова. Пермь, 1975;

Иван Борисов // Пермская организация СХ РСФСР: буклеты. Пермь, 1979;

Казаринова, Н. В. Художники Перми. Л.: Художник РСФСР, 1987. 192 с.;

Пермские художники. Любимая земля. ЭКСПО 2000. Ганновер, Германия: буклет / сост. И. П. Федотова. Пермь, 2000.

(Источник: Энциклопедия "Пермский край", И. П. Федотова)