войти
опубликовать

Анатолий
Алексеевич Болхонцев

Россия • родился в 1933

Художник-живописец. Монументалист сюжетно-тематического жанра. Член Союза художников СССР.
Родился 17 ноября 1933 года в Ленинграде. С 1954 по 1960 годы обучался в Академии художеств им. И. Е. Репина в Ленинграде в мастерская Народного художника - баталиста СССР Е. Е. Моисеенко. Дипломная работа в ВАХ - «В стране свободы», оценка хорошая. Обучение проходило на живописном факультете, квалификация художника по живописи. Член Союза художников СССР с 1964 года. Участвовал в ежегодных региональных или Всесоюзных выставках. Картины: "Берлин, центр, 1945 г.", "Мир", "Рыбаки", "Школьная практика", "Хлеб государству", "Брежнев", "Берия". Работы нового периода (после распада СССР) совсем не реалистические, интересен автопортрет "Меня грызут сомнения". Сам он говорит, что его картины - свидетели и документы времени, т.е. Россия 2-ой пол.20-ого столетия. Картины художника находятся в Русском музее Санкт-Петербурга, Луганской картинной галерее и других музейных собраниях, в частных собраниях России, Франции, Германии и Америки.

 

Дипломная работа в ВАХ - "За землю, за волю", оценка - хорошо. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника живописи.
Полувековое творчество Анатолия Болхонцева (1933-2017.) естественно изобилует разнообразием тем, художественных поисков, программных открытий.
Следует оговориться, авангардизм как отказ от изображения человека в пользу простых форм и линий не привлекал художника. Что может быть интересней человека и его жизни?! И он остался верен фигуративной живописи, но в своём индивидуальном звучании.

Для того, чтобы прокормиться, начинал с заказов для фабрик и заводов многофигурных композиций, прославляющих «как хорошо в стране Советской жить...». Осознавая пропагандисткий характер заказываемого и остро чувствуя его несоответствие с реальностью, Болхонцев начинает создавать как альтернативу лжи портреты заказчиков , т.е. изображает высшую власть (разумеется, не для публикации) со всей силой свойственного ему сарказма. Так ,с годами возникает программная серия: «Советская власть – в портретах её вождей»

Но Анатолию Болхонцеву свойствен не только едкий сарказм, но и благодушный, иногда печальный, юмор (в портретах друзей , автопортретах, социальных зарисовках). Не чужд ему и тонкий лиризм, иногда до щемящей нежности, особенно в северных пейзажах.
Его интерес к театру и цирку отразился и в театральных полотнах, написанных с любовной иронией, и в натюрмортах, всегда оживлённых присутствием человека, хоть и в качестве манекена, и составивших программную серию: «Манекены в натюрмортах». И в «Манекенах... « ,как и в серии «Советская власть ....» художнику удалось зримо воплотить расхожую фразу : «Весь мир – театр».

И хотя его творчество относится по стилю к соц.реализму, но с элементами гротеска и буффонады, замешанной на иронии и сарказме.
Различные грани самовыражения художника Анатолия Болхонцева интересны для зрителя как внимательный и острый взгляд соучастника и свидетеля определённого времени—второй половины ХХ века -- времени излёта советской власти в России, стране чудовищного эксперимента, убедительно доказавшего гибельность революций и диктатур. Картины Болхонцева – документальные свидетельства этой эпохи.

Перейти к биографии