войти
опубликовать

Федор
Семенович Богородский

Россия • 1895−1959

[21.5(2.6).1895, Нижний Новгород, — 3.11.1959, Москва], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), член-корреспондент АХ СССР (1947). Член Коммунистической партии с 1917. В годы Гражданской войны 1918—20 работал в органах ВЧК в Нижнем Новгороде, был комиссаром матросского отряда на Волге. Учился во Вхутемасе (1922—24) у А. Е. Архипова; в эти годы выступал в цирке и на эстраде. Был членом АХРР (с 1924). Наиболее известны цикл «Беспризорные» (1925—26; Третьяковская галерея; Русский музей, Ленинград; Горьковский художественный музей) и картины, посвященные матросам — участникам Гражданской и Великой Отечественной войн: «Матросы в засаде» (1927—28), «Братишка» (1932), «Слава павшим героям» (1945; Государственная премия СССР, 1945) — все в Третьяковской галерее; «Нашли товарища» (1932—33, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва). Преподавал живопись во Всесоюзном институте кинематографии в Москве (1938—59; профессор с 1939). Председатель Московского отделения Союза художников СССР в 1955—58. Награжден 2 орденами, а также медалями.

Образование: Поступил на юридический факультет университета (1914). Систематическое художественное образование получил в частной художественной студии М.В. Леблана, П.А. Бакланова и М.М. Северова, ВХУТемасе (1922—1924), класс А.Е. Архипова.

Родился в семье адвоката. Приехав в Москву, где поступил на юридический факультет университета (1914), сблизился с футуристами. В 1916–1921 был военным летчиком, комиссаром Донской флотилии, чекистом. Писал стихи в духе «левого», революционного футуризма (поэтический сборник Даешь!, 1922). Учился во Вхутемасе. Попутно продолжил свое увлечение цирком, руководя Горкомом работников цирка и эстрады и работая в авангардном театре Н.М.Фореггера (до 1924). Стремление к четко построенной, крупнофигурной композиции соединилась в его вещах 1920-х годов с жестким драматизмом, близким экспрессионистской живописи в ее стадии «новой вещественности». Известность ему принесли образы актеров (Танцовщица А.И.Скопина, 1925, Художественная галерея, Пермь, – портрет первой жены и партнерши по чечетке), но прежде всего циклы Московское дно, с мрачными образами беспризорных и проституток (1925–1927). К лучшим типажам АХРРовской живописи принадлежат его грозные «братишки» (Матросы в засаде, 1927–1928; Братишка, 1932; обе картины в Третьяковской галерее), порою автопортретные (еще в 1920 он подписывал свои статьи в «Нижегородском листке» – Матрос Богородский). Со временем прежняя острота стилистики сглаживается, почерк становится все более безличным, выражая не столько авторское впечатление, сколько монументально-эпические формулы гражданского пафосВ годы Гражданской войны 1918-20 работал в органах ВЧК в Нижнем Новгороде, был комиссаром матросского отряда на Волге. Учился во Вхутемасе (1922-24) у А. Е. Архипова; в эти годы выступал в цирке и на эстраде. Был членом АХРР (с 1924). Наиболее известны цикл «Беспризорные» (1925-26; Третьяковская галерея; Русский музей, Ленинград; Горьковский художественный музей) и картины, посвященные матросам — участникам Гражданской и Великой Отечественной войн: «Матросы в засаде» (1927—28), «Братишка» (1932), «Слава павшим героям» (1945; Государственная премия СССР, 1945) — все в Третьяковской галерее; «Нашли товарища» (1932—33, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва). Мастер картин бытового жанра, а также произведений, посвященных событиям Гражданской и Великой Отечественной войн, живописец. Работы входят в собрания Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других ведущих музеев мира.

Перейти к биографии