Живописец, график. Окончил Моск. ин-т изобр. искусств (1942), ученик С.Герасимова, Г.Шегаля. С 1946 участник выставок. Жил и работал в Москве, совершил ряд длительных поездок по стране, участвовал в плаваниях по южным морям и океанам. Многокрасочные полотна, близкие к русскому пониманию импрессионизма - пейзажи «Весна» (1948), «Коктебель» (1953), «Льды на море» (1963), «Нотр Дам» (1976), «Набережная Кутаиси» (1985), «Старый дом. Таруса» (1988), портреты «Пианист Яков Флиер» (1944), «Женский портрет» (1950), картины на темы жизни народов Севера «В день выборов в тундре» (1953), «На слете оленеводов. Оленьи гонки» (1957), «Зимовщики» (1959) и др. работы. Автор кн. "Картины и жизнь".
Живописец. Член Союза художников СССР.
С 1935 учился на живописном факультете Московского института изобразительных искусств, который окончил с отличием. Его педагогами были известные мастера изобразительного искусства: С.В. Герасимов, И.Э. Грабарь, Г.М. Щегаль, В.В. Почиталов. Воспоминаниям о годах учебы посвящены полотна «МОИ УЧИТЕЛЯ - Г.М. ШЕГАЛЬ и В.В. ПОЧИТАЛОВ" (1964) и «И.Э. ГРАБАРЬ и СВ. ГЕРАСИМОВ В КОЗАХ» (1969). Именно в 1960-е сложилась индивидуально-неповторимая манера художника, которая будет характерна для его работ и впоследствии. В это же время окончательно определился круг его сюжетов, хотя Бирштейн не отдавал предпочтения какому-либо одному жанру: он одинаково вдохновенно работал над пейзажем, натюрмортом и портретом. Художник писал самые простые вещи: собаку со щенками («ДИГА СО ЩЕНКАМИ», 1968), свою коллекцию купленных на рынке китчевых кошек-копилок («НАТЮРМОРТ С КОШКАМИ», 1979), сельскую бытовую сценку («КОВКА ВОЛА В ЗЕСТАФОНИ», 1979), но стремится вывести их из мира обыденности. Интересны его пейзажи, написанные под впечатлением от многочисленных поездок в течение ряда лет по Средней Азии и Закавказью - «СУМЕРКИ. САМАРКАНД» (1964), «ИСТОЧНИК. У ЧИНАРЫ. ОРДУБАД» (1967), «НОЧЬ В БАКУ» (1980); «ГРОЗА В БАКУ» (1982).
Живописное пространство его работ строится на контрасте массивной архитектуры и импрессионистической свето-воздушной среды, открытости цвета, благородстве изысканной палитры создавало сдержанное тональное богатство пейзажей. 1970—1980-е отмечены в творчестве Бирштейна композиционными открытиями — натюрморт либо пейзаж входят в качестве важных элементов в портрет или жанровую картину. В работе «ВОСПОМИНАНИЕ О ВЕНЕЦИИ» (1981) фоном для натюрморта, составленного из итальянских сувениров, служит пейзаж Венеции, стоящий на мольберте.
Портрет играл значительную роль в творчестве художника последних десятилетий. Бирштейн часто изображал на своих полотнах творческих людей, коллег, близких друзей. Еще в конце 1960-х он стал создавать так называемые «портреты-картины», живописные полотна-воспоминания: «А.А. ОСМЕРКИН В МАСТЕРСКОЙ P.P. ФАЛЬКА» (1967), «ХУДОЖНИКИ А.А. ДЕЙНЕКА и Г.Г. НИССКИЙ» (1979).
В ряде работ, таких как «ХУДОЖНИК ИРИНА МАКАРОВА» (1981), «СКУЛЬПТОР МИЛА КРЕМНЕВА. ЗЕРКАЛО» (1980), «СКУЛЬПТОР ВЛАДИМИР ЦИГАЛЬ» (1980), «ХУДОЖНИК ТЕАТРА ЛЕНОЧКА КАЧЕЛАЕВА» (1983), натюрморт входит в композицию в качестве важного поясняющего компонента. Герой картины изображен на фоне его собственных работ, что помогает раскрытию его образа. Люди на полотнах Бирштеина словно сами повествуют о себе, принимая участие в создании своего портрета. Живописец Т.Е. Назаренко позировала художнику на фоне своей картины «Свадьба в Бухаре», а Н.И. Нестерова — в момент работы над полотном «Грузинский пир». Даже когда образный строй полотна у Бирштеина драматичен, как в портретах В.Е. Татлина, В.Е. Попкова, на первый план выдвигается общечеловеческая значимость творческой личности.
Образный мир радует и привлекает. Вся жизнь Бирштейна была наполнена интересными поездками, встречами с замечательными людьми. Путешествия на Север, на Новую Землю, в Сингапур, в Африку обогатили его творчество яркими впечатлениями. Благодаря этому сложился круг тем и сюжетов, которые характерны для творчества художника. За каждым мотивом — будь то пейзаж или человеческая фигура — Бирштейн признает право стать отправной точкой творческого вдохновения. Его персональные выставки проходили в Москве (1984,1992), Ленинграде (1985), Обнинске, Ялте, Воронеже, Ереване, Тбилиси. Он стал участником многих выставок в стране и за рубежом. Работы Бирштейна приобретены ГТГ, ГРМ, многими музеями в России и за рубежом.
Литература:
Бирштейн М.А. Картины и жизнь. М., 2000.