войти
опубликовать

Владимир
Георгиевич Бехтеев

Россия • 1878−1921

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Родился в Москве, учился в Мюнхене у Г. Книрра (1902-05) и в Париже у Ф. Кормона (1906). До 1914 жил за границей. Непринуждённое владение пером и кистью создало Бехтееву славу графика-импровизатора, виртуоза быстрого и лёгкого кн. рисунка (акварель, гуашь, тушь). Лучшие из работ Бехтеева — иллюстрации для изданий издательства «Academia»: «Жан Сбогар» Ш. Нодье (1934), «Дафнис и Хлоя» (Лонга, 1935), «Консуэло» (Ж. Санд, 1936).

В 1936—45 создал 20 иллюстраций к «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова (акв. и тушь). В 1939—40 иллюстрирует и другие произведения Лермонтова: «Княгиня Лиговская», «Демон», «Мцыри», «Беглец», неоконченную повесть «Штосс», стихотворение «Как часто...». Кроме того, Бехтеев создал ряд заставок к английским и французским изданиям «Героя нашего времени» (оба издания — 1947), цветную акварель «Лермонтов у Краевского» и акварельный портрет Лермонтова (1951). Многие иллюстрации Бехтеева по своей композиционной завершенности и художественным достоинствам могут рассматриваться и как произведения станковой графики. В творчестве Лермонтова художника привлекали прежде всего романтическая мятежность и лиризм. Он стремился передать эмоциональное состояние героев, экспрессию переживаний, наиболее острые психологические моменты сюжета.

Оригиналы иллюстраций Бехтеева хранятся в ГЛМ, музеях «Домик Лермонтова» и «Тарханы», в ИРЛИ, в семье художника.

Художник Владимир Георгиевич Бехтеев (1878 - 1971) прожил долгую жизнь, а в ней несколько творческих судеб, ярких, неожиданных и непредсказуемых. В той или иной степени его метаморфозы показаны на персональной выставке графических работ художника в галерее "Арт-Диваж" на Новой площади.

Прежде чем стать одним из лучших русских рисовальщиков XX века он, аристократ, дворянин, офицер, окончил в Петербурге кавалерийское училище и несколько лет прослужил в Митавском полку. Перед ним открывались блестящие служебные возможности. Но в 1901 году он в чине поручика неожиданно выходит в отставку. Родовую офицерскую карьеру меняет на странную и неопределенную, "недостойную" высшего дворянского сословия профессию художника. Посещает в Петербурге Академию художеств, занимается в частной студии профессора Я.Ционглинского.

В 1902 году Владимир Бехтеев уезжает в Мюнхен, где с перерывами живет до начала Первой мировой войны. Здесь в то время собралось много русских художников, которые вначале довольно сдержанно встретили "бравого гусара", но вскоре его несомненное дарование заставило круто изменить к нему отношение. Он становится активнейшим членом "Нового мюнхенского объединения художников", входит в круг В.Кандинского, А.Явленского, М.Веревкиной. Его работам этого периода явно свойственны черты русского авангарда, правда, подчас с привкусом "мирискусничества". Например, эскиз панно "Золотые яблоки". Участвует в Москве в первой выставке "Бубнового валета", выступает в галерее "Штурм" в Берлине, становится участником выставки мюнхенского "Синего всадника", принципам которого Владимир Бехтеев следовал всегда, вначале восторженно и радостно, а потом, в советское время, в силу понятных обстоятельств ностальгически-затаенно. "Синий всадник" в той или иной форме прошел через всю жизнь художника. Но работ этого времени, судя по составу экспозиции, сохранилось немного.

После революции Владимир Бехтеев сначала становится скромным служащим Народного комиссариата просвещения, а затем, в 1921 году, - главным художником Первого государственного цирка в Москве. В зале галереи представлен большой раздел его цирковых работ. Это - великолепные красочные эскизы костюмов цирковых артистов, особенно клоунов, исполненные с большой теплотой и юмором; зарисовки цирковых спектаклей, особенно связанных с лошадями. Здесь, несомненно, сказалась его былая кавалеристская служба. Вообще Владимир Бехтеев был отменным анималистом. Представлены композиции, исполненные в кубистском стиле, - память об авангарде, а также цирковые афиши и плакаты.

Станковые графические работы Владимира Бехтеева тридцатых годов вполне в духе времени. Есть и производственные сюжеты, например, о метростроевцах, и бытовые сцены ("На базаре"), множество южных пейзажей, привезенных из командировок на Кавказ, на Военно-Грузинскую дорогу.

Но наиболее всего графический талант художника проявился в иллюстрировании книг - "Финикийский корабль" и "Огни на курганах" В.Яна, "Роман леди Байрон" Э.Мейн, "Девица Мопен" Т.Готье, "Жан Сбогар" Ш.Нодье, "Дафнис и Хлоя" Лонга. Некоторые рисунки исполнены поистине артистично, виртуозно, безукоризненно, изящно и свободно - к японским сказкам.

Перейти к биографии