Регистрация
Иван Архипович Берсенев
Иван Архипович Берсенев
Иван
 Архипович Берсенев
Россия 1762−1789
Подписаться0                
Подписаться0                
Биография и информация
 

Воспитанник Академии художеств с 1779 г. Получил медали: в 1782 г. — 1 серебряную; в 1785 г. — 2 золотую за гравюру: «Мария Магдалина» и в том же году выпущен с аттестатом 1 степени и шпагой. Был отправлен пенсионером в Париж, где и умер. Временно преподавал в гравировальном классе СПб Академии художеств (1785 г.). Гравер на меди.

(Кондаков)

Учился в гравировальном классе Академии художеств, который в те годы находился в чрезвычайно запущенном состоянии, будучи возглавляем слабым гравером и педагогом Степаном Ивановым. Берсенев выделялся среди учеников и был отмечен. Как значится в академических документах, «генваря 25 дня 1785 года по прошению академика Степана Иванова от службы академической уволить… обучение ж его класса препоручить до приискания искусного в гравировальном художестве учителя, ученику пятого возраста Ивану Берсеневу в рассуждении отличного его искусства и доброго поведения». В том же году Берсенев был отправлен продолжать свое художественное образование в Париж. В списке его вещей значатся 12 российских книг, 1 эстамп за стеклом, начатая медная доска, 14 поношенных рубах, 6 пар ношеных чулок, 2 пары ношеных башмаков. Бедность для академического пенсионера не очень редкая, но число книг необычайно велико. В ноябре Берсенев извещает Академию, что занимается «под смотрением королевского гравиора г-на Вервика». Ш.-К.Вервик был известным гравером, хранителем классических традиций строгого, несколько суховатого гравирования резцом. Именно к нему Академия обычно посылала своих учеников. Берсенев делает большие успехи, несколько досок исполняет для Орлеанской галереи, посылает доски и в Петербург. По поручению Академии подбирает оригиналы для копирования в младших возрастах. Такова та сторона его жизни, что известна была Академии и теперь известна нам. Но не исключено, что была и другая. Возможно, Берсенев был из тех художников XVIII века, что своей жизнью предвосхищали образ жизни будущей романтической богемы (таким был и И. Ерменев). В начале 1789 года Берсенев умирает в Париже от чахотки, развитию которой, как ехидно замечает Ф. И. Иордан (будущий ректор Академии). немало способствовали «палерояльские красавицы». 10 февраля 1789 года «академический комиссионер г-н назначенный» М. И. Козловский сообщал в Петербург: «…как в рассуждении продолжительной его болезни не осталось чем и похоронить, то и принужден был все расходы заплатить своими деньгами…» Гравер Н. И. Уткин рассказывал впоследствии со слов Вервика, что тот горько плакал у постели больного Берсенева, считая его одним из лучших своих учеников, надеждой гравировального искусства.

Руку Берсенева мы знаем только по гравюрам (их более десятка), рисунков он не оставил. Гравюра и рисунок шли в то время разными путями. Среди берсеневских работ нет гравюр, выстраивающих летопись важнейших событий времени и жизни двора, как это было в первой половине XVIII века, и мало портретов — этим они отличаются от работ начала следующего столетия. Теперь гравюра всецело посвящает себя репродукции картин. Берсенев гравирует с оригиналов Тициана («Дьявол искушает Спасителя»), Доменикино («Св.Иероним»), Ван дер Верфа («Мария Магдалина»). Достойна внимания гравюра с этюда А. Лосенко «Андрей Первозванный», в которой Берсеневу удалось проявить свое отличное знание анатомии, тонко и тактично передать лосенковскую экспрессию. Среди портретных гравюр интересен «Портрет графини Орловой» с оригинала Ф. Рокотова — воспроизведение одного из известнейших его портретов. Точная, немного суховатая манера Берсенева не вступала в противоречие с тонкостью рокотовского образа, но мастер заострил торжественную величавость композиции, что вполне продолжает замысел живописца. Гравер как бы скромно отходит в сторону, лишь показывая произведение своего собрата. Но Берсенев развивает мотив овальной рамы портрета, прибавляет к ней объемный постамент с начертанными на нем стихами — не просто копирует рокотовскую работу, но изображает ее, даже подчеркивая то, что перед нами изображение уже запечатленного образа. И эта от себя добавленная, но исполненная смысла деталь говорит нам о том, что Берсенев был не только великолепным мастером гравюры, но и настоящим художником.

Использованы материалы статьи Е. Дегодь в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.

Читать дальше

HELP