войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Фреска
Дата создания: 1430-е
Размер: 420×335 см
Регион: Прато
Работа в подборках: 9 подборок

Описание картины «Введение Марии во храм»

«Введение Марии во храм» – одна из фресок цикла, который Паоло Уччелло выполнил для капеллы Ассунта Кафедрального собора города Прато, второго по значению и величине города Тосканы после Флоренции, откуда художник был родом.

Сюжет фрески взят не из Священного Писания, а из более поздних апокрифов. Они рассказывают, что супруги-праведники Иоаким и Анна, до старости оставаясь бездетными, пообещали посвятить своего ребёнка, если таковой им будет послан, Богу. Так и произошло, у пары родилась дочь Мария. В возрасте 3-х лет девочку привели в Иерусалимский храм, где она и останется жить до момента, когда её обручат с плотником Иосифом.

Мгновение, когда маленькая Мария впервые взбегает по ступеням Храма, мы и видим на фреске Уччелло. Справа остались стоять её родители – пожилые Иоаким и Анна. Они благоговейно сложили ладони и мысленно прощаются с Марией. Впереди вверху, встречая Деву, приветственно протягивает руки первосвященник Захария.

Родоначальник искусствоведения Джорджо Вазари в числе многих (не всегда оправданных) претензий к живописной манере Уччелло укоряет его еще и за некие «фантастические дома».

По-видимому, «Введение Марии во храм» подпадает как раз под этот упрёк Вазари. Все архитектурные объекты, изображаемые на фреске, почти не имеют ничего общего с реальностью. Фантазийными являются удивительно нежные, карамельные оттенки –сиреневый цвет кирпичной стены, лимонный оттенок ступеней и перил, глуховато-пастельный голубой и насыщенный горчичный цвета одежд персонажей. Все они, конечно, плод фантазии Уччелло. Вероятно, такие нерядовые и нарядные цвета призваны дополнительно подчеркнуть неординарность события.

Современные Уччелло тенденции Предренессанса требовали большей приближённости изображения к реальности. Но художник упорно склонялся к готической манере с её плоскостными трактовками объема и звонкими однозначными цветами. Это хорошо видно на фресках из Прато.

Единственное, что сближало мастера с предренессансом, – это применение линейной перспективы. Как известно, Паоло Уччелло посвятил её ревностному изучению всю жизнь (см. биографию художника в Артхиве). Отражение его штудий по перспективному сокращению фигур на плоскости находим и в композиции «Введения Марии во храм».

Несложно заметить, что все фигуры на фреске вписаны в условный треугольник. Те, что находятся у его основания, – крупные, а те, что размещены у вершины, – маленькие, так как написаны в необходимом перспективном укорочении. Сейчас это кажется элементарной вещью, известной каждому школьнику, однако для своего времени точно рассчитанные перспективные сокращения фигур были настоящим техническим прорывом.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии