Во Флоренции нет более грандиозного здания, чем Дуомо – Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре. Он был задуман так, чтобы вместить всё тогдашнее население города – 90 тысяч человек, а над его отделкой работали лучшие мастера кватроченто. Есть там и две работы Паоло Уччелло –
часы с головами пророков на фасаде и огромная фреска
«Памятник кондотьеру Джованни Акуто (Джону Хоквуду)».
«Памятник» ставит перед зрителем (если, конечно, тот не является профессиональным искусствоведом или историком) ряд закономерных вопросов. Во-первых, кто такой кондотьер? Во-вторых, почему у него два варианта имени и как его звали на самом деле – Акуто или Хоквуд? В-третьих, почему объемы фрески столь впечатляюще громадны (5м 14см в ширину и 8м 20см в высоту) и что это должно значить? И, главное, в-четвертых, почему на фреске изображен не сам конный кондотьер, а его скульптура?
Кондотьерами в средневековой Италии назвали тех, кого в современном мире называют комбатантами или попросту наёмниками. На рубеже XIV-XV столетий на территории Италии существовало 5 суверенных государств: Венецианская и Флорентийская республики, Миланское герцогство, Неаполитанское королевство и Папское государство. Для урегулирования неизбежных военных конфликтов, которые то и дело вспыхивали между этими субъектами, нанимались иностранные конные дружины. Их возглавляли профессионалы, воевавшие за деньги. Оплата деятельности наемников называлась condotta, а сами они, соответственно, кондотьеры.
Одним из таких наемных военачальников и был англичанин Джон Хоквуд, которого итальянцы, в согласии со своей певучей фонетикой, переиначили в «Джованни Акуто». Именно ему Флоренция в течение многих лет была обязана своей независимостью. Хоквуд возглавлял армию Флоренции в двухлетней войне с Папским государством, и флорентийцы вышли победителями. Дипломатические и военные таланты Хоквуда защитили Флоренцию от поползновений Миланского герцогства.
Хоквуд умер в 1394 году, но еще при его жизни благодарные флорентийцы просили поставить кондотьеру памятник в центре Санта Мария дель Фьоре. Ссылаясь на финансовые трудности, городские власти не дали денег на памятник, ограничившись фреской. Вскоре и она была уничтожена. Спустя 40 лет история повторилась. Монумент Хоквуду снова оказался чересчур дорогим капиталовложением, и власти Флоренции заказали Паоло Уччелло написать фреску.
Большинство флорентийцев сочли подобную скупость оскорбительной. Тогда Уччелло посетила остроумная идея: на гигантской фреске (её внушительные масштабы пропорциональны роли Хоквуда для суверенитета Флоренции) он напишет не просто кондотьера Хоквуда, а так и не созданный конный памятник ему. С одной стороны, это будет проекция пожеланий всех патриотично настроенных жителей города, а с другой – остроумный упрёк недальновидным и скупым флорентийским властям.
Живописными средствами Уччелло удалось добиться достоверной иллюзии скульптурности. Для этого он выбрал скупую цветовую гамму, приближенную к естественному цвету каменных изваяний и технику, которая носит название кьяроскуро (от итальянского chiaroscuro – светотень).
Автор: Анна Вчерашняя